4.7.18. Установка шатунно-поршневых сборок и проверка величины рабочих зазоров в шатунных подшипниках коленчатого вала
|
При выполнение капитального
ремонта двигателя замену поршневых колес и вкладышей шатунных подшипников
рекомендуется производить вне зависимости от их состояния.
|
Подготовка
Перед установкой шатунно-поршневых сборок стенки цилиндров должны быть тщательно
протерты, с их верхних краев полностью удалены следы ступенчатого износа и снята
фаска. Подразумевается, что коленчатый вал уже установлен на свое штатное место
в блоке (см.
Установка коленчатого вала и проверка рабочих
зазоров коренных подшипников).
|
- Снимите крышку нижней головки шатунной сборки первого цилиндра
(удостоверьтесь в наличии фабричной или нанесенной в процессе
демонтажа маркировки). Извлеките из головки шатуна и ее крышки
вкладыши старого подшипника и тщательно протрите их постели чистой
неворсящейся ветошью.
|
|
Проверка рабочего зазора шатунного подшипника
Схема правильного расположения замков поршневых колец бензиновых двигателей
Схема правильного расположения замков поршневых колец дизельных двигателей
1.7 л DOHC и 2.0 л
Схема правильного расположения замков поршневых колец дизельных двигателей
1.7 л SOHC
|
Старайтесь не прикасаться
к поверхностям новых вкладышей голыми руками во избежание нежелательного
контакта подшипников со всегда присутствующими на пальцах следами масла
и химически агрессивных веществ.
|
|
- Протрите спинку нового верхнего вкладыша и уложите его в постель
подшипника в головке шатуна. Проследите, чтобы направляющий язычок
вкладыша попал в ответную канавку в шатуне. Ни в коем случае не
застукивайте вкладыш в постель молотком. Ничем не смазывайте подшипник
на данном этапе.
- Протрите спинку второго вкладыша и уложите его в крышку нижней
головки шатуна. Вновь проследите, чтобы язычок попал в ответный
паз. Не применяйте никакой смазки — чрезвычайно важно, чтобы сопрягаемые
поверхности подшипника и шатуна оставались абсолютно чистыми и
сухими.
- Расположите поршневые кольца замками, как показано (см. иллюстрации
Схема правильного расположения
замков поршневых колец бензиновых двигателей ,
Схема правильного расположения
замков поршневых колец дизельных двигателей 1.7 л DOHC и 2.0 л
или Схема
правильного расположения замков поршневых колец дизельных двигателей
1.7 л SOHC).
- Натяните на болты крепления крышки подшипника отрезки подходящего
по диаметру резинового шланга.
- Смажьте поршень и поршневые кольца чистым двигательным маслом.
Наденьте на поршень оправку инструмента для обжимания колец. Оставьте
юбку поршня выступающей из оправки инструмента приблизительно
на 6.4 мм для свободной заправки ее в цилиндр. Кольца должны быть
обжаты заподлицо с образующей поверхностью поршня.
- Проверните коленчатый вал таким образом, чтобы шейка первого
кривошипа оказалась в положении НМТ. Смажьте двигательным маслом
зеркало первого цилиндра.
- Развернув сборку метками в нужную сторону (см.
Снятие
шатунно-поршневых сборок), аккуратно заправьте шатун в первый
цилиндр блока. Заведите в цилиндр юбку поршня, плотно прижав к
поверхности блока нижний край оправки инструмента для обжимания
колец.
- Обстучите верхний край оправки для гарантии плотности прижимания
ее к блоку по всему периметру нижнего края.
|
- Аккуратно постукивая по днищу поршня деревянной рукояткой молотка,
введите поршень внутрь цилиндра, одновременно направляя нижнюю
головку шатуна на шейку соответствующего кривошипа коленчатого
вала. Поршневые кольца могут неожиданно выскочить из-под оправки
инструмента, поэтому постоянно следите за плотностью прижимания
к ее блоку. Не торопитесь, при возникновении малейшего сопротивления
немедленно прекратите застукивание поршня. Выясните причину заклинивания
и устраните ее.
|
|
|
Ни в коем
случае не предпринимайте попыток протолкнуть поршень в цилиндр
силой, — это может привести к его механическому повреждению
или разрушению поршневых колец!
|
|
- После введения шатунно-поршневой сборки в двигатель, перед окончательной
установкой крышки нижней головки шатуна, следует проверить рабочий
зазор шатунного подшипника коленчатого вала.
|
- Отрежьте кусок калиброванной пластмассовой проволоки из измерительного
набора Plastigage, длиной чуть короче ширины вкладыша шатунного
подшипника, и уложите его вдоль первой шатунной шейки коленчатого
вала, параллельно оси последней.
|
|
- Протрите поверхность подшипника в крышке нижней головки шатуна
и установите крышку на шатун. Проследите, чтобы метка на крышке
оказалась повернута в ту же сторону, что и метка на шатуне.
- Слегка смажьте нижние торцы крепежных гаек чистым двигательным
маслом, наверните их и в три этапа затяните с требуемым усилием.
|
В случае
необходимости во избежание заклинивания ключа, воспользуйтесь
тонкостенной торцевой головкой. При возникновении признаков
заклинивания ключа между гайкой и шатуном, слегка приподнимите
головку и продолжайте затягивание. Не допускайте проворачивания
коленчатого вала в процессе выполнения всей процедуры.
|
- Отдайте гайки и осторожно снимите крышку с шатуна. Постарайтесь
не повредить расплющенный отрезок калиброванной проволоки.
|
- По ширине расплющенной проволоки, измеренной по шкале, отпечатанной
на упаковке к набору Plastigage, определите величину рабочего
зазора в подшипнике. Сравните результат измерения с требованиями
(см.
Спецификации).
|
|
- Если величина зазора выходит за пределы допустимого диапазона,
прежде чем подыскивать вкладыши другого типоразмера, проверьте,
не попала ли под спинки вложенных в постели в шатуне и крышке
вкладышей грязь/ масло. Еще раз измерьте диаметр шейки вала. Расплющивание
проволоки с одного конца больше чем с другого говорит о наличии
конусности шейки.
|
|
Окончательная установка шатунно-поршневой сборки
|
- Осторожно соскоблите ногтем или краем старой кредитной карточки
все следы калиброванной проволоки с поверхности шейки и/или подшипника.
- Удостоверьтесь в абсолютности чистоты обеих подшипниковых поверхностей,
затем равномерно смажьте их тонким слоем молибденсодержащей или
сборочной двигательной смазки. Для обеспечения доступа к поверхности
верхнего вкладыша придется немного протолкнуть поршень в цилиндр,
— не забудьте надеть на болты крышки шатуна защитные шланги во
избежание повреждения поверхности шейки вала. Постарайтесь не
допустить выскакивания из цилиндра поршневых колец.
- Верните шатун на место, осторожно надев его нижней головкой
на шейку своего кривошипа, снимите с болтов защитные шланги, установите
крышку, и в три этапа затяните крепежные болты/ гайки с требуемым
усилием (см.
Спецификации).
|
Проследите
за правильностью совмещения меток на крышке шатуна и его нижней
головке.
|
- Повторите всю процедуру для оставшихся шатунно-поршневых сборок.
- Не упускайте из виду следующие важные моменты:
- Следите за тем, чтобы на спинки вкладышей и их постели
в шатунах и крышках не попала грязь;
- Следите, чтобы каждая сборка устанавливалась именно в свой
цилиндр (даже в случае установки новых компонентов, так как
зазоры поршневых колец подгонялись к конкретным цилиндрам);
- Поршни должны располагаться в маркировкой в требуемом направлении
(см.
Снятие шатунно-поршневых сборок);
- Не забывайте перед установкой сборок смазывать двигательным
маслом зеркала цилиндров;
- Не забывайте смазывать подшипники (после проверки рабочих
зазоров в последних) перед окончательной установкой крышек.
- Закончив установку шатунно-поршневых сборок, проверьте свободу
вращения коленчатого вала, провернув его несколько раз вручную.
- В заключение необходимо еще раз проверить осевой люфт коленчатого
вала (см.
Снятие коленчатого вала).
- Сравните результаты измерения осевого люфта с требованиями
(см.
Спецификации). Если люфт находился
в норме перед разборкой двигателя и использованы старые шатунно-поршневые
сборки, никаких сюрпризов быть не должно. В случае выхода величины
люфта за допустимые пределы после замены шатунов, последние необходимо
снять с двигателя и отдать в мастерскую автосервиса для соответствующей
механической обработки.
|
|
|