4.7.12. Проверка состояния компонентов шатунно-поршневой группыВсе двигатели
Предварительно шатунно-поршневые сборки должны быть тщательно очищены. Кольца
с поршней необходимо снять.
|
Поршневые кольца подлежат
замене в обязательном порядке.
|
|
- При помощи специального приспособления, либо нескольких щупов
лезвийного типа снимите кольца с поршней, — постарайтесь случайно
не повредить стенки последних.
|
|
|
Помните,
что кольца сделаны из хрупкого металла и могут сломаться при
сильном разжимании, - не пораньтесь!
|
|
-
Соскоблите с днищ поршней следы угольных отложений. После удаления
основного слоя отложений зачистите поверхность вручную проволочной
щеткой или куском мелкозернистой наждачной бумаги.
|
Ни в коем
случае не используйте для зачистки изготовленных из мягкого
материала и легко подверженных эрозии поршней проволочные
насадки к электродрели! После зачистки нанесенная на днища
поршней маркировка должна ясно различаться.
|
|
- При помощи специального приспособления прочистите канавки под
установку колец на поршнях.
|
|
Альтернативно можно воспользоваться для этой цели обломком старого
поршневого кольца, однако соблюдайте осторожность, — не оцарапайте
дно и стенки канавки и не порежьте пальцы.
|
|
- Удалив основные отложения, промойте шатунные сборки растворителем
и тщательно просушите их, по возможности с применением сжатого
воздуха. Проверьте проходимость масловозвратных отверстий в задних
стенках канавок под установку поршневых колец, а также масляных
отверстий в нижних головках шатунов.
|
При пользовании
сжатым воздухом не забывайте надевать защитные очки!
|
- Если стенки поршней и зеркала цилиндров не повреждены и чрезмерно
не изношены, а блок двигателя не протачивался и не заменялся,
необходимость в замене поршней также отпадает. Нормальный износ
поршней проявляется в виде вертикальных следов выработки по упорной
поверхности и небольшой слабины посадки верхнего компрессионного
кольца в своей канавке. Не забывайте, что замена поршневых колец
производится в обязательном порядке, вне зависимости от их состояния.
- Внимательно осмотрите каждый из поршней на наличие трещин в
юбке, вокруг выступов под установку поршневых пальцев и в районе
расположения колец.
- Проверьте упорные поверхности юбки поршня на наличие царапин,
днище — на наличие сквозных отверстий и прогаров по краю. Присутствие
царапин на юбке можно расценивать как признак длительных перегревов
двигателя, либо слишком раннего зажигания воздушно-топливной смеси,
— проверьте исправность функционирования системы охлаждения. Прогары
по краям днища являются свидетельством детонации. В любом случае,
причина выявленного нарушения должна быть устранена во избежание
рецидивов. В качестве возможных причин образования перечисленных
дефектов могут выступать также утечки всасываемого воздуха, неправильная
компоновка воздушно-топливной смеси, нарушение установки угла
опережения зажигания, неправильное функционирование систем зажигания
и EGR.
- Точечная коррозия поршней в виде каверн говорит о попадании
в камеры сгорания и/или картер двигателя охлаждающей жидкости.
Опять-таки, позаботьтесь, чтобы причина внутренних утечек была
устранена.
|
- Оцените величину бокового зазора посадки поршневых колец в своих
канавках, для чего вложите новое кольцо снаружи в свою канавку
на поршне и щупом лезвийного типа измерьте остающийся зазор. Повторите
измерение в двух-трех точках по периметру канавки. Следите за
тем, чтобы не перепутать компрессионные кольца, — верхнее отличается
от второго. Если величина зазора превышает допустимое значение
(см.
Спецификации), поршни подлежат замене.
|
|
- Определите величину посадочного зазора поршней в своих цилиндрах,
для чего измерьте диаметры последних (см.
Чистка
и проверка состояния блока цилиндров) и вычтите из них диаметры
соответствующих поршней. Измерение диаметра поршня производится
по упорной поверхности юбки под углом 90° к оси поршневого пальца
и на заданном удалении от днища. Если посадочный зазор поршня
в цилиндре превышает допустимое значение (см.
Спецификации),
блок следует отдать в проточку с подборкой новых поршней и поршневых
колец ремонтного диаметра.
|
|
- Оцените правильность посадки поршней на шатунах, попытавшись
повращать компоненты в противоположных направлениях. Наличие сколько-нибудь
заметного люфта говорит о чрезмерном износе сочленения. Для исправления
ситуации шатунно-поршневые сборки следует доставить в мастерскую
автосервиса, где будут произведены необходимый восстановительный
ремонт и замена пальцев.
|
|
Бензиновые двигатели
На всех бензиновых двигателях поршневые пальцы посажены в верхних головках
шатунов с натягом и имеют плавающую посадку в бобышках поршней, ввиду чего выполнение
процедуры снятия поршней с шатунов (в случае возникновения такой необходимости)
также должно быть поручено специалистам автосервиса. Параллельно, шатуны могут
быть проверены на наличие признаков изгиба, скручивания и прочих деформаций
с применением специального диагностического оборудования.
|
Без необходимости не
следует снимать поршни с шатунов.
|
Дизельные двигатели
|
- На дизельных двигателях пальцы имеют плавающую посадку также
и в шатунах и закреплены на поршнях при помощи стопорных колец.
В случае необходимости, поддев подходящей отверткой, удалите стопорные
кольца и вручную выжмите палец из сборки. Пометьте снятый палец
при помощи скотча на принадлежность своей шатунно-поршневой сборке
и уберите в надежное место. Стопорные кольца при сборке подлежат
замене в обязательном порядке.
|
|
- Обследуйте верхнюю головку шатуна и поршневой палец на наличие
признаков износа, и задиров прочих механических повреждений. Микрометром
измерьте диаметр пальца, сравните результат измерения с требованиями
(см.
Спецификации), в случае необходимости
произведите замену. Если изношен палец или шатун, замене подлежат
обе детали, кроме двигателей 1.7 л DOHC, где можно в индивидуальном
порядке заменить запрессованную в верхнюю головку втулку, — проконсультируйтесь
на фирменной станции техобслуживания Opel.
|
|
-
Сами шатуны (при отсутствии механических повреждений) в замене
не нуждаются, — визуально оцените их наличие признаков явных
деформаций, при наличии подозрений на изгиб/ скручивание, обратитесь
за помощью к специалистам автосервиса, либо произведите замену
дефектных компонентов.
- Оценив состояние всех компонентов, приготовьте сменные детали.
Сменные поршни поступают на рынок запчастей в комплекте с пальцами
и стопорными кольцами.
|
Стопорные
кольца можно приобрести отдельно.
|
|
- На
двигателях 1.7 л SOHC
произведите сборку
поршней с шатунами таким образом, чтобы выступ на шатуне со стороны
подшипника оказался со стороны маховика, стрелка на днище поршня
должна указывать в направлении ремня ГРМ двигателя.
|
|
- На
двигателях 1.7 л DOHC
точечная метка на
днище поршня должна оказаться с той же стороны, что и выступ на
шатуне.
|
|
- На
двигателях 2.0 л
поршни с шатунами собираются
так, чтобы стрелка на днище поршня указывала в сторону, противоположную
той, с которой располагается литая метка на нижней головке шатуна.
|
|
- Слегка смажьте поршневые пальцы чистым двигательным маслом,
и закрепите ими поршни на верхних головках шатунов. Удостоверьтесь
в свободе поворачивания поршня относительно шатуна на оси пальца.
Установите новые стопорные кольца (замками вверх) и удостоверьтесь
в надежности их посадки в приемных канавках.
|
|
Все двигатели
|
- Проверьте шатуны на наличие трещин и прочих механических повреждений.
Временно снимите крышки нижних головок, извлеките вкладыши старых
подшипников, протрите постели в крышках и головках и проверьте
их на наличие заусениц, задиров и шероховатостей. Закончив проверку,
вложите вкладыши на место, установите крышки на нижние головки
шатунов, и от руки затяните крепежные болты.
|
|
|
Если двигатель ремонтируется
с целью устранения стука пальцев, замените шатунные сборки.
|
|