4.7.2. Снятие, разъединение и установка двигателяСнятие
|
Не следует забывать, что
топливо является в высшей мере огнеопасной жидкостью! При работе с компонентами
системы питания соблюдайте все принятые меры пожарной безопасности. Не
курите, не приближайтесь к месту проведения работ с открытым огнем или
незащищенной абажуром переноской. Не производите обслуживание системы
в помещении, оборудованном работающими на природном газе и оснащенными
контрольным факелом отопительными приборами (такими как водогреи и сушилки
для одежды). Не забывайте, что топливо относится к числу канцерогенных
веществ, способствующих развитию рака. Старайтесь не допускать попадания
топлива на открытые участки тела, — пользуйтесь защитными резиновыми перчатками,
при случайном непредвиденным контакте тщательно промывайте руки теплой
водой с мылом. Без промедления собирайте пролитое топливо и не складывайте
пропитанную ГСМ ветошь вблизи источников открытого огня. Помните, что
система питания оборудованных впрыском топлива моделей постоянно находится
под давлением. Прежде чем приступать к отсоединению топливных линий, сбросьте
остаточное давление в системе (подробнее см. Главу
Системы
питания и выпуска). При обслуживании компонентов системы питания надевайте
защитные очки. Постоянно держите под рукой огнетушитель класса В!
|
|
Тракт системы кондиционирования
воздуха также постоянно находится под давлением, а потому перед рассоединением
рефрижераторных линий необходимо произвести разрядку системы в условиях
специализированной мастерской.
|
|
В стандартную комплектацию
всех современных автомобилей входит система SRS, основными компонентами
которой являются подушки безопасности. Прежде чем приступать к выполнению
каких-либо работ вблизи расположения датчиков направленных перегрузок
SRS, в районе рулевой колонки либо панели приборов, в обязательном порядке
отключайте систему во избежание случайного срабатывания подушек безопасности,
чреватого получением серьезных травм.
|
|
Составители настоящего
Руководства рекомендуют производить снятие двигателя в сборе с трансмиссией.
Сборка агрегата опускается вниз и извлекается из-под автомобиля, ввиду
чего следует позаботиться о способах надежной фиксации транспортного средства
в поднятом положении.
|
|
- Загоните автомобиль на ровную горизонтальную площадку с достаточно
твердым покрытием. Снимите капот (см. Главу
Кузов).
Приведите передние колеса в прямолинейное положение, извлеките
ключ из замка зажигания и заблокируйте рулевую колонку.
- На
дизельных моделях 1.7 л
снимите блок управления
отопителем с левой стороны опорного поддона аккумуляторной батареи.
Снимите батарею с поддоном (см. Главу
Электрооборудование
двигателя).
- Подоприте задние колеса противооткатными башмаками, прочно
взведите стояночный тормоз. Ослабьте болты крепления передних
колес. Поддомкратьте передок автомобиля и установите его на подпорки.
Снимите передние колеса. При соответствующей комплектации снимите
защиту картера.
- Если двигатель снимается с целью выполнения капитального ремонта,
слейте из него масло и снимите масляный фильтр (см. Главу
Текущее
обслуживание).
|
-
Выполните следующие процедуры (см. Главу
Системы
питания и выпуска):
- Снимите воздухоочиститель в сборе с воздуховодами;
- Снимите приемную трубу и среднюю часть системы выпуска
отработавших газов;
- Отсоедините линии системы питания;
|
- На
дизельных моделях 1.7 л DOHC
отсоедините
топливные линии от ТНВД, — на прочих дизельных моделях отсоедините
линии подачи и возврата топлива от топливного фильтра;
|
|
- Отсоедините и отведите в сторону тросы газа и (при соответствующей
комплектации) трос темпостата,- постарайтесь запомнить маршруты
прокладки тросов;
- Отсоедините вакуумный шланг сервопривода тормозного усилителя,
— постарайтесь запомнить маршрут прокладки троса;
- На
дизельных моделях
отпустите крепежные
хомуты, отсоедините и отведите в сторону воздушные рукава, соединяющие
турбокомпрессор с интеркулером и интеркулер с впускным трубопроводом;
- Отсоедините шланг от вакуумного насоса и клапана EGR, — отведите
шланг в сторону;
- На
бензиновых моделях
отсоедините шланг
клапана вентиляции топливного бака от корпуса дросселя.
|
- На
бензиновых моделях
снимите передний бампер
(см. Главу
Кузов).
- На
дизельных моделях 1.7 л SOHC
отпустите
крепежные и отсоедините от патрубков шланги маслоохладителя, проложенные
между блоком цилиндров и радиатором.
|
-
Действуя в соответствии указаниями, приведенными в Главе
Системы
охлаждения, отопления выполните следующие действия:
- Опорожните систему охлаждения;
- Ослабьте хомуты и снимите верхний и нижний шланги системы
охлаждения с радиатора. Отсоедините от двигателя все шланги
охладительного тракта;
- На задней перегородке двигательного отсека отсоедините
шланги охладительного тракта от теплообменника отопителя:
сжав хомут, сдвиньте вперед кольцо и высвободите шланг из
штуцерного разъема, — обратите внимание, что в верхних шланговых
соединениях используются черные кольца.
|
- На
оборудованных системой кондиционирования воздуха
моделях
отсоедините от двигателя и отведите в сторону
линии рефрижераторного тракта;
|
|
- Продев подходящие болты или стержни в отверстия опорных кронштейнов,
зафиксируйте на своем месте радиатор/ конденсатор системы К/В.
|
- Произведите отсоединение электропроводки:
|
Бензиновые двигатели
- Поверните стопорное кольцо и рассоедините большой многоконтактный
разъем проводки двигателя в передней части монтажного блока
реле в двигательном отсеке.
|
|
- Разъемы всех прочих подведенных к главной косе электропроводки
жгутов двигательного отсека.
|
|
Дизельные двигатели
- Поверните стопорное кольцо и рассоедините большой многоконтактный
разъем проводки двигателя в передней части монтажного блока
реле в двигательном отсеке.
|
|
- Выверните болты и отсоедините петлю от клеммного наконечника
плюсового провода батареи и две петли от наконечника отрицательного
провода.
|
|
- Откройте крышку расположенного в левом заднем углу двигательного
отсека монтажного блока и извлеките реле зеленого цвета и предохранитель
со своими колодками.
|
|
- На
двигателях 1.7 л DOHC
поднимите рычаг
и отсоедините от установленного над впускным трубопроводом блока
управления двигателем (ECM) крайний задний разъем.
- Высвободите жгуты электропроводки из всех промежуточных фиксаторов
и разместите их сверху над двигателем.
- На
двигателях 1.7 л SOHC
отсоедините электропроводку
от следующих компонентов:
- Датчик температуры охлаждающей жидкости (ECT);
- Электронный модуль управления (ECM), — выньте запорный
элемент;
- Свечи накаливания;
- Датчик положения коленчатого вала (CKP);
- Датчик температуры масла;
- Датчик-выключатель огней заднего хода.
|
- Наконец, выверните три болта крепления электропроводки к задней
части крышки газораспределительного механизма и отведите проводку
от двигателя, также высвободите проводку из фиксаторов на передней
части блока цилиндров, — отведите все жгуты в сторону от двигателя.
|
|
- Слейте трансмиссионное масло/ATF.
|
-
На моделях с РКПП
пережмите струбциной сразу
за штуцерным разъемом гидравлический шланг привода тракта сцепления
(см. Главу
Сцепление и приводные валы). Аккуратно
отверткой поддев стопорную скобу разъема, отсоедините шланг от
купола сцепления.
|
|
- Отсоедините от трансмиссии тяги переключения передач/ трос селектора
(см. Главу
Ручная коробка передач или
Автоматическая
трансмиссия).
|
|
- На
моделях с АТ
отсоедините от трансмиссии
электропроводку и шланги тракта охлаждения ATF.
|
- Присоедините такелаж к подъемным проушинам и вывесьте силовой
агрегат.
|
|
- Снимите оба приводных вала (см. Главу
Сцепление
и приводные валы).
- Снимите передний подрамник (см. Главу
Подвеска
и рулевое управление).
- Еще раз удостоверьтесь, что все коммуникационные линии и ничто
не мешает извлечению силового агрегата из двигательного отсека.
|
- Пометьте установочные положения компонентов опор подвески силового
агрегата и адаптерной пластины трансмиссии. Выверните три болта
крепления правой опоры двигателя к кронштейну на блоке цилиндров,
также отдайте три болта крепления опоры к кузовному элементу.
Выверните три болта крепления левой опоры к адаптерной пластине
трансмиссии. На
моделях, оборудованных системой кондиционирования
воздуха,
отсоедините электропроводку, отдайте крепеж,
снимите и подвяжите компрессор К/В к панели передка. В случае
необходимости высвободите шланги рефрижераторного тракта из фиксаторов
позади правой опоры подвески силового агрегата.
|
|
|
Ни в коем
случае не вскрывайте рефрижераторный тракт!
|
|
- Заведите под двигатель тележечный домкрат. Опустите силовой
агрегат, следя за тем, чтобы не передавить шланги или электропроводку
и не повредить радиатор/ вентилятор. В случае необходимости обратитесь
к помощи ассистента, — возможно, агрегат придется слегка наклонить,
для вывода его из проема двигательного отсека. Закрепите агрегат
на домкрате.
- Отсоедините подъемный такелаж и выкатите из-под автомобиля
домкрат с закрепленным на нем силовым агрегатом.
|
|
Отделение двигателя от трансмиссии
Модели с РКПП
|
- Сняв силовой агрегат, уложите его на деревянные бруски на верстаке
или на чистом полу в гараже.
- На моделях со штампованными стальными поддонами, выверните
крепежные болты и снимите с картера трансмиссии крышку маховика.
- Снимите стартер (см. Главу
Электрооборудование
двигателя).
- Удостоверьтесь в том, что вес силового агрегата равномерно
распределен на подпорках. Выверните болты крепления трансмиссии
к двигателю, — постарайтесь запомнить порядок установки всех болтов
и фиксируемых ими кронштейнов.
- Аккуратно отделите трансмиссию от двигателя, не допуская повисанием
коробки первичным валом на сцеплении.
- Снимите свободно посаженные направляющие втулки и уберите их
в надежное место.
|
|
Модели с АТ
|
- Сняв силовой агрегат, уложите его на деревянные бруски на верстаке
или на чистом полу в гараже.
- Снимите стартер (см. Главу
Электрооборудование
двигателя).
- С целью обеспечения доступа к болтам крепления гидротрансформатора
высвободите из фланца поддона резиновую крышку (крышки). Выверните
болт, к которому есть доступ, затем, проворачивая за болт шкива
коленчатый вал, поочередно отверните все остальные болты крепления
гидротрансформатора к приводному диску (на
двигателях
1.4, 1.6 и 1.8 л
используется три крепежных болта, на
двигателях 2.0 л
— шесть).
|
При сборке
болты подлежат замене в обязательном порядке.
|
- Чтобы гидротрансформатор не выпал при отделении трансмиссии,
протолкните его по валу вглубь картера.
- Далее действуйте в порядке, изложенном выше (см.
Модели
с РКПП
).
|
|
Соединение двигателя с трансмиссией
Все модели
Действуйте в порядке, обратном порядку разъединения силового агрегата.
Установка
|
- Сориентировав правильным образом, заведите силовой агрегат
под двигательный отсек автомобиля. Подсоедините такелаж к подъемным
проушинам двигателя. Заведите блок в двигательный отсек и расположите
его таким образом, чтобы появилась возможность установки опор
подвески силового агрегата. Установите опоры и пока несильно затяните
крепеж.
- Для усадки на опорах, подвигайте агрегат в разные стороны.
- Опустите агрегат и затяните крепеж опор его подвески с требуемым
усилием. Отсоедините подъемный такелаж и выведите из-под автомобиля
тележечный домкрат.
- Дальнейшая установка выполняется в порядке, обратном порядку
демонтажа. Обратите внимание на следующие моменты:
- Весь крепеж затягивайте с требуемым усилием (см.
Спецификации
к соответствующим Главам Руководства);
- Проследите за правильностью прокладки жгутов электропроводки
и надежностью крепления их контактных разъемов. Удостоверьтесь,
что проводка проложена на достаточном удалении от источников
тепла;
- Восстановите первоначальное подсоединение всех шлангов
и трубок, — проследите за надежностью затягивания крепежных
хомутов;
- На моделях с РКПП, проверьте регулировку привода переключения
передач, в случае необходимости произведите соответствующую
корректировку (см. Главу
Ручная коробка передач);
- Заправьте систему охлаждения (см. Главу
Системы
охлаждения, отопления);
- Залейте в трансмиссию свежее масло (РКПП) или ATF (АТ)/
произведите корректировку уровня рабочей жидкости (см. Главу
Текущее обслуживание);
- Произведите регулировку тросов газа (см. Главу
Системы
питания и выпуска) и (при соответствующей комплектации)
темпостата;
- После первого запуска двигателя внимательно осмотрите всю
поверхность силового агрегата и переборки двигательного отсека
на наличие признаков развития утечек рабочих жидкостей.
|
|
|