|
|
4.7.8. Снятие шатунно-поршневых сборок
|
- При помощи специального зенкера полностью удалите следы ступенчатого
износа с верхней части цилиндров — действуйте в соответствии с
приложенными к зенкеру инструкциями изготовителя. Ступенька образуется
на границе хода поршня, приблизительно в 6.4 мм под верхним срезом
цилиндра за счет механической выработки металла и нагарообразования,
определить ее наличие можно на ощупь ногтем пальца. Попытки извлечения
шатунно-поршневых сборок без удаления ступенчатой выработки чреваты
повреждением поршней.
|
|
- Закончив подготовку цилиндров, переверните двигатель вверх дном,
таким образом, чтобы коленчатый вал оказался сверху.
|
- Прежде чем снимать шатуны с коленчатого вала, оцените величину
осевого люфта их посадки на соответствующих шейках последнего.
Плотно введите лезвие(я) измерительного щупа в зазор между боковой
стенкой нижней головки шатуна и щекой кривошипа, полностью выбрав
люфт шатуна на шейке вала. Суммарная толщина подобранных лезвий
щупа и будет равняться величине осевого люфта шатуна. Сравните
результат проведенного измерения с требованиями (см.
Спецификации).
Если величина осевого люфта превышает предельное допустимое значение,
данный шатун подлежит замене. Осевой люфт нового шатуна, либо
старого на новом валу, может оказаться меньше нижнего допустимого
предела, в этом случае шатун можно проточить, — проконсультируйтесь
со специалистами автосервиса. Поочередно проверьте все оставшиеся
шатуны.
|
|
- Удостоверьтесь в наличии на нижних головках шатунов и их крышках
идентификационных меток принадлежности к своему цилиндру, в случае
необходимости нанесите метки самостоятельно при помощи маленького
кернера или маркера.
|
|
- Проверните коленчатый вал таким образом, чтобы поршни 1-го
и 4-го цилиндров оказались в положениях НМТ.
- В несколько приемов (по 1/2 оборота за подход) ослабьте гайки/
болты крепления крышки нижней головки шатуна первого цилиндра
настолько, чтобы появилась возможность отворачивания их вручную.
Снимите крышку шатуна вместе с помещенным в нее вкладышем подшипника,
— постарайтесь не выронить последний.
|
На некоторых
двигателях разрез нижней головки шатунов формируется путем
разламывания заготовки с сохранением формы излома путем специальной
обработки для лучшего качества сочленения. При демонтаже крышек
с шатунов такого типа соблюдайте крайнюю осторожность, - не
повредите сопрягаемые поверхности.
|
- Для защиты шейки вала и зеркала цилиндра натяните на шпильки
крепления нижней головки шатуна пару отрезков подходящего по размеру
шланга.
- Извлеките из головки шатуна вкладыш подшипника, затем, уперев
деревянную рукоятку молотка в постель подшипника в нижней головке,
вытолкните шатунно-поршневую сборку из блока через верх цилиндра.
При возникновении сопротивления немедленно прекратите извлечение
сборки и удостоверьтесь в полноте удаления ступенчатого износа
в верхней части цилиндра.
- Действуя в аналогичной манере, извлеките из двигателя шатунно-поршневую
сборку 4-го цилиндра, затем проверните двигатель на 180° по часовой
стрелке и извлеките сборки 2-го и 3-го цилиндров.
|
К извлечению
приступайте только после того, как шатун будет расположен
строго параллельно оси цилиндра!
|
- Во избежание случайного механического повреждения подшипников
и потери компонентов, установите на место вкладыши и закрепите
крышки подшипников на нижних головках своих шатунов, от руки затянув
крепежные болты/ гайки.
- Не снимайте поршни с шатунов (подробнее см.
Проверка
состояния компонентов шатунно-поршневой группы).
|
|
|
|