8. Ручная коробка передачОбщая информация
Используемые на рассматриваемых моделях автомобилей Opel Astra/Zafira ручные
коробки передачи имеют 5-ступенчатую конструкцию с полной синхронизацией. Номер
трансмиссии выбивается сверху на картере коробки (модели F13, F17 и F18), либо
гравируется на задней стенке корпуса дифференциала (F23).
Картер трансмиссии изготавливается методом литья из алюминиевого сплава, и крепится
болтами к левой стороне двигателя. В состав РКПП входит собственно коробка переключения
передач и дифференциал (главная передача).
Развиваемый двигателем крутящий момент через фрикционный диск сцепления передается
на оборудованную шлицами цапфу вращающегося в закрытых шариковых подшипниках
первичного вала РКПП. От первичного вала вращение передается на выходной (вторичный)
вал, правая цапфа которого закреплена в роликовом подшипнике, а левая - в закрытом
шариковом. От выходного вала вращение передается на корончатое зубчатое колесо
(ведомую шестерню) главной передачи и жестко сочлененную с ним сборку дифференциала,
обеспечивающую возможность вращения ведущих колес в различной угловой скоростью,
что позволяет избежать чрезмерного износа протекторов во время совершения поворотов.
Первичный и вторичный валы РКПП расположены параллельно осям коленчатого и приводных
валов таким образом, что зубья их находятся в постоянном зацеплении. В положении
нейтральной передачи шестерни вторичного вала проворачиваются на нем свободно,
исключая передачу крутящего момента на ведомую шестерню главной передачи.
Выбор передач осуществляется посредством рычага переключения, установленного
на полу салона автомобиля и механизма выбора передач. Тяги/трос механизма выбора
передач заставляют двигаться вилки переключения, обеспечивая тем самым смещение
вдоль сборки первичного вала находящихся с ним в постоянном зацеплении муфт
синхронизаторов. Введение муфты синхронизатора в зацепление с зубьями соответствующей
шестерни на вторичном валу заставляет коробку обеспечивать требуемое передаточное
отношение, отвечающее выбранной передаче. Конструкция состоящих из тормозных
колец, подпружиненных пальцев, шестеренчатых передач и скользящих муфт синхронизаторов
обеспечивает переключениям необходимую плавность и бесшумность. Синхронизирующие
конусы формируются обработанными поверхностями тормозных колец и шестерен.
Ввиду сложности конструкции РКПП, отсутствия в свободной продаже необходимых
сменных внутренних компонентов и необходимости использования специального оборудования,
составители настоящего Руководства не рекомендуют владельцам автомобилей самостоятельно
выполнять капитальный ремонт коробки передач. Ремонт коробки в условиях мастерской
автосервиса является достаточно дорогостоящей операцией, а потому, следует рассмотреть
альтернативные варианты замены вышедшего из строя блока новым или восстановленным.
Любую полезную информацию по ремонту и замене трансмиссии можно получить на
станциях техобслуживания компании Opel. Вне зависимости от выбранного способа
устранения проблем (ремонт или замена), самостоятельный демонтаж коробки с автомобиля
позволит существенно сократить материальные затраты.
|