2.19. Снятие и установка двигателяПодготовка
Двигатель типа «С» может быть вынут из моторного отсека без коробки передач.
Двигатель типа «F», напротив, должен сниматься с коробкой передач. Необходимым
приспособлением при этом является укрепленный в крыше гаража подъемный блок,
на котором необходимо закрепить поперечную перекладину, на которой будет вывешен
на цепях двигатель. Кроме этого используйте передвижной домкрат и подставные
козлы, для того, чтобы приподнять и зафиксировать Renault 19. При разборке и
сборке двигателя Вам потребуется помощник. Перед тем как приступить к работе,
внимательно изучите изображение двигателя, для того, чтобы
знать, где и как в моторном отсеке расположены узлы и элементы двигателя.
В двигателе Renault 19, независимо от его типа, расположено большое количество
электрических проводов и вакуумных трубопроводов. Поэтому сначала Вам необходимо
пометить все соединения и трубопроводы, с тем, чтобы не перепутать их при сборке
двигателя. Подробное описание процесса разборки отдельных элементов Вы можете
найти в соответствующих главах, посвященных рассмотрению этих узлов.
На рисунке изображена балансирующая подвеска двигателя, на которой эластично закреплен
дизель. При снятии двигателя обязательно нанесите крестообразные метки на все
точки крепления его к кузову, чтобы правильно установить двигатель на место.
Элементы правой подвески
Элементы подвески коробки передач
|
На рисунке изображена распорка между двигателем
и коробкой передач. Она придает связке двигатель — коробка передач дополнительную
жесткость.
|
|
В зависимости от типа двигателя его подвеска
выполнена по-разному. Очень важна проверка ее технического состояния и
затяжка болтов с предписанным крутящим моментом.
|
Разборка
|
- Провод аккумуляторной батареи отсоедините от клеммы и снимите
аккумуляторную батарею.
- В целях безопасности снимите крышку капота.
- Снимите воздушный фильтр и шланги воздуховодов.
- Слейте масло из двигателя.
- Слейте охлаждающую жидкость в чистую емкость. Для этого снимите
с патрубка радиатора нижний шланг.
- Отсоедините шланги обогрева салона от передней стенки кузова.
- Снимите радиатор и вентилятор радиатора.
- На автомобиле с бензиновым двигателем отсоедините тягу газа
от рычага валика дроссельной заслонки, на дизеле отсоедините тягу
газа от топливного насоса высокого давления.
- Отсоедините все электрические провода: датчика температуры
охлаждающей жидкости, переключателя давления масла, датчика уровня
масла, датчика детонации, терморегулятора вентилятора системы
охлаждения двигателя или датчика температуры смеси системы впрыска,
катушки зажигания (автомобиль с бензиновым двигателем), свечей
накаливания (дизель), потенциометра дроссельных заслонок (автомобиль
с бензиновым двигателем), выключателя двигателя и устройства пуска
холодного двигателя топливного насоса высокого давления (дизель),
провод стартера, включателя ламп заднего света и провод массы
двигателя или коробки передач.
- Отсоедините топливные шланги: при одноточечном впрыске шланги
подводки и рециркуляции топлива от устройства впрыска, при многоточечном
впрыске от распределителя подачи топлива и рециркуляции от регулятора
давления. На дизеле снимите топливный фильтр с креплением и укрепите
его вертикально на двигателе.
- Топливные шланги заткните для предотвращения попадания грязи
и при необходимости свяжите их проволокой.
- Двигатели типа «F»: отсоедините зажимы шлангов
подводки ATF (жидкости для автоматической коробки передач) и бачка
гидропривода рулевого механизма.
- Слейте ATF из бачка и снимите с него шланги.
- Дизель с газотурбинным наддувом. Снимите воздушные патрубки
радиатора турбокомпрессора.
- Снимите клиновый ремень генератора.
- Снимите насос гидропривода рулевого механизма с корпуса двигателя
и подвяжите к передней поперечине.
- Двигатели типа «F»: снимите соединительную
распорку между двигателем и коробкой передач и слейте из нее масло
в чистую емкость.
- Отключите разъемы лямбда-зонда .
- Отсоедините приемную трубу глушителя и снимите ее.
- Двигатель типа «С»: отсоедините шланги насоса
охлаждающей жидкости.
- Снимите клиновый ремень.
- Отсоедините от двигателя шланг вакуумного усилителя тормозов.
- Снимите металлический кожух маховика.
- Проверните шкив клиноременной передачи коленчатого вала до
тех пор, пока шпонка втулки не окажется наверху.
- Ослабьте шкив коленчатого вала и снимите вместе со втулкой.
Для того чтобы коленчатый вал при этом не двигался, включите 4
передачу и попросите помощника нажать на педаль тормоза или зафиксируйте
двигатель с помощью отвертки, вставленной в зубчатый венец маховика.
- Открутите заднее крепление стартера.
- Отсоедините датчики электронной системы зажигания.
- Открутите соединительные болты коробки передач и двигателя.
- Открутите два центрирующих пальца слева и справа от двигателя
или коробки передач.
- Открутите нижнюю гайку крепления правого (по направлению движения)
подшипника двигателя.
- Закрепите крюк подъемного устройства в проушине двигателя.
- Зафиксируйте коробку передач автомобильным домкратом для предотвращения
падения.
- Отожмите двигатель монтировкой или мощной отверткой от коробки
передач.
- Начинайте медленно и осторожно поднимать двигатель из моторного
отсека. При этом следите за тем, чтобы не повредить правый приводной
вал при отделении двигателя от коробки передач.
- Двигатели типа «F»: выньте привод спидометра
из коробки передач. Для этого сожмите предохранительные скобы.
- Отсоедините тягу муфты сцепления от коробки передач.
- Если между стойками амортизаторов установлена поперечная тяга,
то снимите ее.
- Оттяните манжету устройства переключения коробки передач и
снимите тягу управления.
- Свяжите тягу управления и выхлопную трубу проволокой.
- Дизель: снимите масляный радиатор и закрепите
его на двигатель.
- Снимите прибор управления предварительным подогревом и подвяжите
его к двигателю.
- Двигатели типа «F»: снимите передние колеса.
- На левой стороне машины снимите прижим тормозного механизма
и привяжите его проволокой к крылу так, чтобы тормозной шланг
не был натянут и скручен.
- Отсоедините тягу рулевого управления от рычага поворотного
кулака.
- Снимите шарнир приводного вала с коробки передач (3 болта).
- Отсоедините нижнее крепление стойки амортизатора от поворотного
кулака.
- Во избежание излишней нагрузки на шарниры, привяжите приводной
вал проволокой к рулевому управлению. Угол изгиба шарниров не
должен быть слишком большим. Старайтесь не повредить уплотнительные
манжеты шарниров привода.
- Отсоедините от коробки передач распорный штифт приводного вала
с помощью пробойника.
- Отсоедините нижнее крепление стойки амортизатора от поворотного
кулака (2 болта с гайками).
- Отсоедините шаровой шарнир поперечного рычага подвески от поворотного
кулака (один болт с гайкой).
- Отклоняйте поворотные кулаки наружу, до тех пор пока приводной
вал не выйдет из коробки передач. При этом не сгибайте слишком
сильно шарниры приводного вала.
- Закрепите на подъемнике двигатель и приподнимите его до легкой
натяжки тросов (цепей).
- Снимите подвеску двигателя и коробки передач, для чего выкрутите
крепящие болты.
- Дизель: отсоедините балансирующую подвеску
двигателя (правая сторона) от кузова.
- Снимите подвеску коробки передач.
- Далее открутите болт, запомните последовательность монтажа
кронштейна, гасящего реактивный момент, и снимите его с коробки
передач.
- Осторожно поднимайте двигатель с коробкой передач так, чтобы
ничего не повредить.
|
|
Установка двигателя
При установке двигателя необходимо заменить все самоконтрящиеся гайки на новые,
так как плохо закрепленная подвеска двигателя или коробки нарушает характеристики
автомобиля и может привести к серьезным поломкам. Двигатель устанавливается
в последовательности, обратной снятию.
|
- Опустите двигатель или двигатель и коробку передач в моторный
отсек. При этом соблюдайте осторожность, чтобы избежать повреждений.
- Двигатель типа «С»: совместите сцепление с
шлицами первичного вала коробки передач.
- Соедините двигатель, вставив центрирующие болты, с коробкой
передач крепежными болтами и прикрутите ее.
- Установите двигатель в штатное положение и закрутите болты
моментом 45 Нм.
- Двигатель типа «F»: отрегулируйте передние
и задние точки подвески двигателя и закрутите болты (40 Нм)
- Дизель: установите правую балансирующую подвеску.
Закрутите гайку моментом 45 Нм.
- Установите подвеску коробки передач и закрутите болты моментом
45 Нм.
- Установите кронштейн, гасящий реактивный момент, и закрутите
гайку на пальце кронштейна моментом 65 Нм.
- Двигатель типа «F»: после того как все крепления
будут затянуты с необходимым моментом (см. таблицу ниже), снимите
двигатель и коробку передач с крюка подъемника.
- Остальные элементы устанавливайте в последовательности, обратной
снятию.
- Запустите двигатель и проверьте, нет ли подтекания масла. Аналогично
проверьте систему охлаждения.
- По достижении двигателем рабочей температуры проверьте момент
зажигания и холостой ход. При необходимости произведите регулировку.
|
|
Моменты затяжки
Двигатель
Детали |
1,4-литровый двигатель(C3J), Нм |
1,7-/1,8-литровый/
16-клапанный двигатель (F3N / F3P / F7P), Нм |
Дизель (F8Q), Нм
|
Подвеска двигателя |
40 |
40—50 |
— |
Гайки левой части подвески |
— |
— |
25 |
Левая балансирующая подвеска |
— |
— |
45 |
Правая балансирующая подвеска |
— |
— |
45 |
Болты резиновой опоры крепления коробки передач |
— |
— |
45 |
Поддон картера |
Контрольные данные |
12—15 |
12—15 |
Натяжной ролик зубчатого приводного ремня |
— |
50 |
50 |
Шкив коленчатого вала |
* |
90—100 |
90—100 |
Шкив зубчатого приводного ремня распределительного вала |
— |
50 |
50 |
Звездочка цепи коленчатого вала |
30 |
— |
— |
Система оси с клапанными рычагами |
15—20 |
— |
— |
* 80 Нм (болт 40 мм); 110 Нм (болт 45 мм)
|