2.7. Измерение компрессииИзмерение компрессии в цилиндрах двигателя позволяет установить степень герметичности
клапанов и поршневых колец. От этого зависят мощность двигателя, легкий запуск
двигателя на морозе, потребление масла и расход топлива, а также образование
дыма дизелем. Замер производится следующим образом:
|
- Прогрейте двигатель до рабочей температуры.
- Отключите зажигание (см. главу Система зажигания)
и провод высокого напряжения, выкрутите все свечи зажигания.
- На дизеле отключите провод устройства управления предварительным
подогревом и выключатель двигателя.
- Кроме того, снимите провода свеч накаливания и выкрутите свечи
накаливания.
- Вставьте или вкрутите резиновый конус компрессометра в отверстие
свечи зажигания или накаливания 1 цилиндра (расположен справа
по направлению движения за звездочкой зубчатого приводного ремня
распределительного вала).
- Поставьте машину на стояночный тормоз. Рычаг механической коробки
передач должен стоять в нейтральном положении, переключатель автоматической
коробки передач — в положении «парковка».
- На автомобиле с бензиновым двигателем попросите помощника включить
стартер при полностью нажатой педали газа.
- На дизеле попросите помощника просто включить стартер.
- Вращайте двигатель стартером примерно 5 се-кунд, до тех пор
пока показания компрессометра не перестанут увеличиваться.
- Запишите результат измерения. При использовании компрессометра
с запоминающим устройством перейдите к измерению компрессии следующего
цилиндра.
|
|
|
Рабочим объемом (2) называется пространство
от верхней (1) до нижней (3) мертвой точки. Между верхней мертвой точкой,
которая ограничена на правом цилиндре зеркалом поршня, и поверхностью
головки блока цилиндров (5) находится камера сгорания (4).
|
Величина давления
Для точного измерения компрессии необходимо предварительно отрегулировать зазоры
в клапанном приводе, как это было описано в главе «Регулировка зазора в клапанном
приводе». Для нормальной работы двигателя важна не только степень сжатия, но
и одинаковое ее значение во всех цилиндрах. Во время измерения при одинаковой
частоте вращения стартера нормальными считаются следующие величины:
Двигатель |
Краткое обозначение типа двигателя |
Нормальное давление сжатия |
Граница износа |
Максимальное различие величин между цилиндрами
|
1,4 л
1,7 л
1,8 л
16V
Дизель |
C3J
F3N
F3P
F7P
F8Q |
11—13 бар
12—14 бар
12—14 бар
13—16 бар
28—34 бар |
6 бар
8 бар
8 бар
10 бар
24 бар |
3 бар
3 бар
3 бар
3 бар
5 бар |
Слишком низкое давление
Низкая величина компрессии не обязательно свидетельствует о неисправности.
Причиной этого может быть несоответствие данных измерения различными контрольно-измерительными
приборами. Гораздо хуже, если разница между 4 результатами, полученными при
измерении давления в цилиндрах, превышает 3, а на дизеле 5 бар. Причиной это
может быть:
- износ поршней и поршневых колец;
- осадка поршневых колец из-за образования нагара;
- овальная форма цилиндров как следствие прихватов поршня;
- отложение нагара на клапанах;
- западание клапанов;
- прогорание клапанов из-за слишком маленького зазора в клапанном приводе.
|
Рекомендация: в большинстве случаев
причиной низкой компрессии сжатия является неплотная посадка клапанов,
что приводит к снижению мощности двигателя. Для устранения неисправности
производят либо притирку клапанов, либо ремонт головки блока цилиндров.
|
Поиск причины неисправности
Чтобы определить причину слишком низкой компрессии, применяют следующий метод.
В отверстие свечи зажигания (накаливания) заливают немного густого масла и измеряют
давление еще раз.
- Если давление низкое, то причина — неисправность клапана.
- Если давление стало более высоким, значит причина неисправности — поршневые
кольца и, вероятно, цилиндры. Залитое масло на некоторое время уплотняет зазоры
между поршнем и стенками цилиндра, что приводит к повышению компрессии.
Контрольная проверка снижения компрессии
Более точные данные можно получить при проведении контрольной проверки, которую
делают в некоторых автомастерских. Прибор для измерения давления сжатия состоит
из 2 отсеков, причем в одном поддерживается постоянное давление. Второй отсек
связан шлангом через отверстия свечей зажигания (отверстия впрыска на дизеле)
с камерой сгорания, а через жиклер с первым отсеком и с измерительной шкалой.
Если проверяемая камера сгорания теряет давление, это отображается на шкале.
Более крупную неплотность можно определить прослушиванием:
- Свистящий шум в выхлопной трубе указывает на неисправность выпускного клапана.
- Выход нагнетаемого воздуха из воздушного фильтра указывает на неисправность
впускного клапана.
- При неисправной прокладке головки блока цилиндров или трещине в головке
блока нагнетаемый воздух выходит из ближайшего отверстия свечи зажигания (накаливания)
или из открытого расширительного бачка с охлаждающей жидкостью.
- В случае износа стенок цилиндра, поршня или поршневых колец газы попадают
в картер и выходят через патрубок или трубку масляного щупа.
|