|
|
4.6.12. Снятие и установка распределительного вала(ов) и компонентов привода клапановСнятие
Двигатели 1.7 л SOHC
|
Применение при снятии
распределительного вала с двигателя 1.7 л SOHC специального приспособления
КМ-890 позволяет гарантированно не потревожить прокладку головки цилиндров.
При отсутствии под рукой приспособления придется снимать головку цилиндров
(см.
Снятие и установка головки цилиндров).
|
Двигатели 1.7 л DOHC
|
- Снимите крышку газораспределительного механизма (см.
Снятие
и установка крышки газораспределительного механизма).
- Снимите топливные форсунки (см. Главу
Системы
питания и выпуска).
- Снимите зубчатое колесо распределительного вала (см.
Снятие
и установка натяжителя ремня и зубчатых колес привода ГРМ (двигатели
1.7 л)).
- Выверните крепежные гайки и снимите крышку 5-й опоры распределительных
валов с левой (со стороны трансмиссии) стороны.
|
- Шестерня привода выпускного распределительного вала оборудована
дополнительной зубчатой секцией, служащей для компенсации осевого
люфта. Компенсационную секцию следует сблокировать с основной
шестерней вала при помощи подходящего болта или стержня. Проденьте
болт/ стержень в отверстие на внутренней стороне основной шестерни
и протолкните его сквозь компенсационную секцию. Такая блокировка
позволит разгрузить компенсационную пружину при снятии любого
из распределительных валов.
|
|
- Двигаясь по спирали от краев к середине, постепенно, по одному
обороту за подход, ослабьте гайки крепления крышек оставшихся
опор, чтобы снять напряжение с пружин клапанов постепенно и равномерно.
После того как все клапанные пружины окажутся разгружены, гайки
можно будет отвернуть от руки.
|
Отворачивание
гаек в произвольном порядке чревато разрушением крышек опорных
подшипников распределительного вала, при этом придется менять
всю головку цилиндров, поскольку она отливается и обрабатывается
совместно с крышками опор, и крышки в индивидуальном порядке
на рынок не поставляются.
|
- Снимите крышки опор, — постарайтесь запомнить установочное положение
компонентов.
|
На крышки
опор нанесены порядковые номера (с 1 по 5). Маркировка в виде
стрелки при установке крышек должна указывать в сторону ремня
ГРМ.
|
- Снимите распределительные валы с головки цилиндров.
|
- Приготовьте 16 небольших прозрачных полиэтиленовых пакетов или
чистых пластиковых стаканчиков и промаркируйте их в соответствии
с нумерацией клапанов. Извлеките из головки толкатели с шайбами
и разложите их по соответствующим стаканчикам.
|
|
|
Двигатели 2.0 л
|
При установке потребуется
новый болт крепления звездочки распределительного вала и новые болты крепления
успокоителя верхней цепи.
|
|
- Отсоедините отрицательный провод от батареи и снимите крышку
газораспределительного механизма (см.
Снятие
и установка крышки газораспределительного механизма).
- Снимите вакуумный насос сервопривода тормозного усилителя (см.
Главу
Тормозная система).
- Приведите поршень 1-го цилиндра в положение ВМТ конца такта
сжатия (см.
Приведение поршня первого цилиндра
в положение верхней мертвой точки конца такта сжатия (ВМТ))
и заблокируйте коленчатый вал в этом положении.
- С целью обеспечения свободного доступа к крышке звездочки ТНВД
снимите корпус воздухоочистителя и приемную трубу системы выпуска
отработавших газов (см. Главу
Системы питания
и выпуска). Также снимите ремень привода вспомогательных агрегатов
(см. Главу
Текущее обслуживание). Пометьте
положение правой опоры подвески силового агрегата по отношению
к кронштейну головки цилиндров. Выверните три болта крепления
опоры к кронштейну головки цилиндров и три болта крепления ее
брызговику. Подоприте правую сторону двигателя тележечным домкратом,
подняв ее как можно выше, не нагружая при этом чрезмерно прочие
опоры и коммуникационные линии (шланги, тросы, жгуты электропроводки).
- Снимите натяжитель верхней цепи (см.
Снятие
и установка натяжителей цепей привода ГРМ (двигатели 2.0 л)).
- Выверните нижний болт крепления стойки натяжного ролика ремня
привода вспомогательных агрегатов, отдайте болт оси основания
натяжителя и снимите сборку последнего с двигателя.
|
Не следует
без особой надобности снимать стойку со сборки натяжителя,
- при установке ее придется притирать.
|
- Выверните крепежные болты и снимите крышку звездочек ТНВД с
крышки привода ГРМ.
- Пометьте положение на своих звездочках верхней цепи. Также пометьте
положение звездочке распределительного вала на цапфе последнего.
|
- Выверните крепежные болты и извлеките из головки цилиндров успокоитель
верхней цепи.
|
|
|
Перед отдаванием
болтов их следует прогреть тепловым пистолетом (мощным феном)
с целью размягчения нанесенного на резьбу герметика.
|
|
- Удерживая распределительный вал рожковым ключом, выверните болт
крепления звездочки, — перед отдаванием болта извлеките фиксирующее
распределительный вал приспособление, — не забудьте установить
приспособление на место после того как болт будет вывернут.
|
- Высвободите звездочку распределительного вала из цепи и снимите
ее с двигателя.
|
|
- Зафиксируйте цепь отверткой с целью предотвращения падения ее
в головку, — уложите отвертку на сопрягаемую поверхность головки.
|
|
- Обратите внимание на маркировку крышек опор распределительного
вала. Крышки пронумерованы в порядке с 1 по 5, причем крышка №1
— располагается со стороны цепи привода ГРМ. Если маркировка плохо
различима, нанесите новую самостоятельно, чтобы избежать путаницы
при сборке.
|
|
- Двигаясь по спирали от краев к середине, постепенно, по одному
обороту за подход, ослабьте болты крепления крышек, — после того,
как все клапанные пружины окажутся разгружены, болты можно будет
вывернуть вручную. Сложите снятые болты вместе со своими крышками,
— постарайтесь не растерять установленные в 5-й опоре направляющие
втулки. Извлеките распределительный вал из головки цилиндров.
|
|
Отворачивание
гаек в произвольном порядке чревато разрушением крышек опорных
подшипников распределительного вала, при этом придется менять
всю головку цилиндров, поскольку она отливается и обрабатывается
совместно с крышками опор, и крышки в индивидуальном порядке
на рынок не поставляются.
|
|
- Приготовьте восемь прозрачных полиэтиленовых пакетиков или небольших
пластиковых стаканчиков и промаркируйте их в соответствии с нумерацией
клапанов. Снимите рычаги привода клапанов и разложите их по пакетикам/
стаканчикам в соответствии с нанесенной маркировкой.
|
|
- В случае необходимости снятия гидротолкателей, демонтируйте
переходные трубки форсунок (см. Главу
Системы
питания и выпуска). Извлечение толкателей лучше всего производить
с помощью намагниченного стержня или резинового захвата. Снятые
компоненты разложите по пакетикам/ стаканчикам в соответствии
с маркировкой.
|
|
Проверка
|
- Внимательно изучите состояние подшипниковых шеек и кулачков
распределительного вала. В случае выявления задиров или царапин
замените вал. Проверьте также состояние рабочих поверхностей подшипников
скольжения в опорах корпуса газораспределительного механизма.
На
двигателях 1.7 л SOHC
поврежденные и изношенные
опоры могут быть заменены. На
двигателях 1.7 л DOHC и
2.0 л
замене подлежит вся сборка головки цилиндров, поскольку
она отливается и обрабатывается совместно с крышками опор, и крышки
в индивидуальном порядке на рынок не поставляются.
- Уложив распределительный вал(ы) в призмы, определите величину
его радиального биения (по подшипниковым шейкам) при помощи циферблатного
измерителя плунжерного типа. При выходе результатов измерений
за пределы допустимого диапазона (см.
Спецификации)
распределительный вал подлежит замене.
- На
двигателях 1.7 л
обязательной замене подлежит
также сальник распределительного вала (см.
Замена
сальника распределительного вала (двигатели 1.7 л)).
- На
двигателях 1.7 л SOHC и 2.0 л
оцените степень
износа и общее состояние контактирующих с кулачками распределительного
вала рабочих поверхностей рычагов привода клапанов. В случае выявления
трещин, каверн, борозд и задиров рычаги следует заменить.
- На
моделях 1.7 л SOHC
проверьте состояние
упорной пластины распределительного вала, в случае необходимости
произведите замену.
|
При увеличенном
осевом люфте вала пластина также подлежит замене.
|
- Проверьте состояние толкателей/ гидрокомпенсаторов и их посадочных
гнезд в головке. В случае выявления признаков чрезмерного износа
рабочих поверхностей, трещин, задиров и прочих повреждений, замените
толкатели.
-
|
Толкатели
подлежат замене также в том случае, если работа клапанного
механизма последнее время сопровождалась повышенным шумовым
фоном.
|
|
|
Установка
Двигатели 1.7 л SOHC
|
- Смажьте все гидротолкатели, фиксирующие шайбы и рычаги привода
клапанов чистым двигательным маслом и установите их строго на
свои прежние места. Смажьте трущиеся поверхности рычагов молибденсодержащей
смазкой типа «Моликот А».
|
|
- Установите приспособление КМ-890, аккуратно заправьте распределительный
вал в корпус газораспределительного механизма, продев его цапфу
сквозь новый сальник и закрепите его упорной пластиной. Затяните
болты крепления упорной пластины с требуемым усилием.
|
|
- Удостоверьтесь в том, что рычаги привода клапанов и их фиксирующие
шайбы установлены на свои места и не перекошены, затем осторожно
снимите приспособление КМ-890.
- Установите зубчатое колесо распределительного вала, пока только
от руки затянув болт его крепления.
- Поверните распределительный вал таки образом, чтобы кулачок
привода выпускного клапана 1-го цилиндра (ближний к газораспределительному
ремню) развернулся рабочим выступом вверх. Поверните коленчатый
вал на 90°, приведя его в положение ВМТ, и установите ремень привода
ГРМ (см.
Снятие и установка ремня привода
ГРМ).
|
- Заправьте вал вакуумного насоса в отверстие в левом торце корпуса
газораспределительного механизма и закрепите кронштейн трубки
турбокомпрессора верхним болтом крепления насоса. Удостоверьтесь
в том, что вал привода вакуумного насоса должным образом вошел
в зацепление с цапфой распределительного вала. Затяните болты
крепления насоса с требуемым усилием.
|
|
- Подсоедините к вакуумному насосу вакуумный шланг сервопривода
тормозного усилителя.
- Установите на место рукав, соединяющий интеркулер с впускным
трубопроводом, а также прокладываемый между компрессором и интеркулера
воздуховод. Установите крепежные фиксаторы и надежно затяните
болты крепления кронштейнов.
- Установите и подключите аккумуляторную батарею.
|
|
Двигатели 1.7 л DOHC
|
- Смажьте толкатели чистым двигательным маслом и установите строго
на свои прежние в свои места, — проследите за правильностью установки
всех шайб.
|
|
- С целью предотвращения риска входа клапанов в контакт с днищами
поршней поверните коленчатый вал приблизительно на 60° против
часовой стрелки. Смажьте шайбы толкателей и опоры распределительных
валов чистым двигательным маслом и уложите валы на опоры. Удостоверьтесь,
что компенсационная секция шестерни выпускного распределительного
вала сблокирована с основной шестерней. Удостоверьтесь в том,
что метка на наружной поверхности шестерни выпускного распределительного
вала расположена между двумя метками на наружной поверхности шестерни
впускного распределительного вала и приблизительно на одной линии
со срезом корпуса газораспределительного механизма.
|
|
|
Если выпускной
распределительный вал заменялся, придется приобрести приспособление
Vauxhall KM-6092 для сжатия пружины компенсационной шестерни
перед установкой.
|
|
- Удостоверьтесь в абсолютности чистоты и сухости сопрягаемых
поверхностей опор и крышек распределительных валов. Смажьте сопрягаемые
поверхности, а также кулачки распределительных валов чистым двигательным
маслом.
|
- Сопрягаемые поверхности первой опоры и ее крышки смажьте подходящим
герметиком (проконсультируйтесь на станции техобслуживания).
|
|
- Установите на свои места крышки опор с №1 по №4, — крышки промаркированы
и должны устанавливаться стрелками в направлении ремня привода
ГРМ.
|
|
- Наверните гайки крепления крышек, затянув их пока только от
руки.
- Удалите фиксирующий секции шестерни выпускного распределительного
вала болт/ стержень, затем установите крышку 5-й опоры.
|
- Действуя в строго определенной последовательности, постепенно,
по одному обороту за подход, затяните гайки крепления крышек,
плавно нагружая клапанные пружины. Продолжайте затягивание в прежней
последовательность до тех пор, пока крышки не прижмутся к опорам,
затем дотяните весь крепеж с требуемым усилием.
|
|
|
Затягивание
гаек в произвольном порядке чревато разрушением крышек опорных
подшипников распределительного вала, при этом придется менять
всю головку цилиндров, поскольку она отливается и обрабатывается
совместно с крышками опор, и крышки в индивидуальном порядке
на рынок не поставляются.
|
|
- Установите новый сальник распределительного вала (см.
Замена
сальника распределительного вала (двигатели 1.7 л)).
- Установите зубчатое колесо распределительного вала и ремень
привода ГРМ (см.
Снятие и установка натяжителя
ремня и зубчатых колес привода ГРМ (двигатели 1.7 л) и
Снятие
и установка ремня привода ГРМ).
- Проверьте зазоры в клапанов, в случае необходимости произведите
их регулировку (см.
Проверка и регулировка
зазоров клапанов (двигатели 1.7 л DOHC)), затем установите
крышку газораспределительного механизма (см.
Снятие
и установка крышки газораспределительного механизма).
- Установите на место форсунки (см. Главу
Системы
питания и выпуска).
|
|
Двигатели 2.0 л
|
- Если снимали, смажьте чистым двигательным маслом толкатели и
установите их на свои прежние места в головке цилиндров. Установите
переходные трубки форсунок (см. Главу
Системы
питания и выпуска).
|
|
- Установите на свои места рычаги привода клапанов (метками на
их верхней поверхности к переходным трубкам форсунок).
|
|
- Смажьте кулачки и подшипниковые шейки распределительного вала
чистым двигательным маслом и уложите вал на свое штатное место.
Удостоверьтесь в том, что коленчатый вал по прежнему заблокирован
в положении ВМТ и разверните распределительный вал рабочими выступами
кулачков привода клапанов первого цилиндра вверх таким образом,
чтобы паз в торце цапфы распределительного вала оказался параллелен
верхнему срезу головки, а отверстие контроля фаз газораспределения
— в положении «на 12 часов».
|
|
- Удостоверьтесь в абсолютности чистоты и сухости сопрягаемых
поверхностей подшипниковых опор распределительного вала и их крышек.
Смажьте кулачки и шейки распределительного вала чистым двигательным
маслом.
|
- Смажьте герметиком сопрягаемые поверхности 5-й (крайней левой)
опоры вала, затем установите в головку цилиндров направляющие
втулки.
|
|
- Установите на свои места крышки опор распределительного вала.
Крышки пронумерованы в порядке с 1 по 5 и при взгляде с передней
стороны двигателя цифры должны читаться правильно.
|
|
- От руки затяните болты крепления крышек, затем, двигаясь по
спирали от середины к краям, постепенно, по одному обороту за
подход, затяните болты всех крышек, плавно нагружая клапанные
пружины. Продолжайте затягивать крепеж до тех пор, пока крышки
не прижмутся к опорам, и в заключение затяните болты с требуемым
усилием.
|
|
|
Затягивание
гаек в произвольном порядке чревато разрушением крышек опорных
подшипников распределительного вала, при этом придется менять
всю головку цилиндров, поскольку она отливается и обрабатывается
совместно с крышками опор, и крышки в индивидуальном порядке
на рынок не поставляются.
|
|
- Следя за правильностью совмещения нанесенных в процессе демонтажа
меток, наденьте цепь за звездочки ТНВД и распределительного вала.
Посадите звездочку распределительного вала на цапфу последнего
(также проследите за правильностью совмещения меток). Вверните
и затяните НОВЫЙ крепежный болт.
|
|
- Заправьте на место успокоитель верхней цепи (установочным выступом
вверх), вверните НОВЫЕ крепежные болты и затяните из с требуемым
усилием.
- При наличии под рукой специальных фиксирующих приспособлений,
произведите регулировку фаз газораспределения (см.
Проверка
и регулировка фаз газораспределения (двигатели 2.0 л)). Закончив
регулировку, снимите приспособления.
|
- Если возможность использования специальных приспособлений отсутствует,
добейтесь совмещения нанесенных в процессе демонтажа посадочных
меток звездочки и распределительного вала. Удерживая распределительный
вал рожковым ключом за лыски, затяните болт крепления звездочки
с усилием 1-й стадии. Удостоверьтесь в правильности совмещения
меток, дотяните болт последовательно углы стадий 2 и 3 затягивания,
— воспользуйтесь угломерной насадкой, либо нанесите краской или
маркером опорные метки.
|
|
- Установите натяжитель верхней цепи (см.
Снятие
и установка натяжителей цепей привода ГРМ (двигатели 2.0 л)).
- Удостоверьтесь в абсолютности чистоты и сухости сопрягаемых
поверхностей крышек звездочек ТНВД и привода ГРМ. Если крышки
была посажена на прокладку, не забудьте заменить последнюю. Вверните
крепежные болты и затяните их с требуемым усилием. Если прокладка
не была предусмотрена, заполните канавку крышки подушкой герметика
толщиной приблизительно 2 мм, затем прижмите крышку, вверните
крепежные болты и затяните их с требуемым усилием.
- Установите натяжитель ремня привода вспомогательных агрегатов,
затянув крепежные и осевой болты с требуемым усилием. При замене
натяжителя, либо после его разборки необходимо произвести притирку
стойки, — воспользуйтесь торцевой головкой, надев ее на шестигранную
часть основания. Если стойка функционирует нормально, установите
ремень привода вспомогательных агрегатов (см. Главу
Текущее
обслуживание).
- Установите на головку цилиндров сборку правой опоры подвески
силового агрегата. Опустите агрегат, затем закрепите опору на
брызговике, проследив за правильностью совмещения нанесенных в
процессе демонтажа посадочных меток. Затяните крепежные болты
с требуемым усилием.
- Установите крышку газораспределительного механизма (см.
Снятие
и установка крышки газораспределительного механизма).
- Установите приемную трубу системы выпуска отработавших газов,
корпус воздухоочистителя и датчик положения коленчатого вала (см.
Главу
Системы питания и выпуска).
- Установите сборку вакуумного насоса (см. Главу
Тормозная
система).
|
|
|
|