3.1.4. Система VTEC - общая информация и проверка состояния компонентов
Общая информация
Система VTEC разработана специалистами компании Honda с целью обеспечения возможности
динамического управления установкой фаз газораспределения и степенью открывания
клапанов. Оборудованные данной системой двигатели маркируются надписью VTEC, отформованной
на крышке головки цилиндров. Соответствующий номер серии двигателя (F23А1 или
F23А4) выбивается на обращенной к радиатору стороне блока.
Отличие оборудованных системой VTEC двигателей от базовой версии состоит исключительно
принципе управления фазами газораспределения и особенностях устройства клапанного
механизма. Конструкция сокращенного комплекта блока двигателя, схема организации
систем смазки и охлаждения остаются прежними, равно как перечень, устройство и
расположения навесных агрегатов.
Бортовой процессор системы управления двигателем оборудованных VTEC моделей способен
корректировать моменты срабатывания и степень открывания впускных клапанов за
счет использования кулачков распределительного вала различной величины и формы.
В зависимости от поступающих от информационного датчика данных, процессор, либо
включает, либо отключает систему.
Порядок функционирования систем VTEC обоих типов определяется следующими исходными
параметрами:
a) Частота вращения двигателя (об/мин);
b) Скорость движения автомобиля (мили/ч);
c) Выходной сигнал датчика положения дроссельной заслонки (TPS);
d) Текущая нагрузка на двигатель, определяемая по показаниям датчика абсолютного
давления во впускном трубопроводе (МАР);
e) Температура охлаждающей жидкости.
Распределительный вал оборудован тремя кулачками привода каждого из впускных клапанов
двигателя, отличающихся друг от друга формой профиля и высотой подъема, которыми
определяются продолжительность и величина открывания соответствующих клапанов.
При малых оборотах двигателя вторичные впускные клапаны срабатывают от собственных
кулачков распределительного вала, имеющих очень малый подъем и остроконечную форму
(т.е. клапаны, в сравнении с первичными, приоткрываются лишь слегка и очень ненадолго),
удерживая распыленное топливо от консолидации внутри головки цилиндров. При этом
развивается хороший нижний крутящий момент с высокой быстротой реагирования, что
определяет отличные тяговые характеристики и высокую приемистость автомобиля.
Первичные кулачки при этом функционируют в нормальном режиме, создавая завихрения
горючей смеси в камерах сгорания.
Если возникает необходимость в повышении отдачи двигателя, вторичные коромысла
блокируются через промежуточные с первичными специальными синхронизирующими поршнями.
Синхронизирующие поршни имеют гидравлический привод с электронным управлением.
При блокировке коромысел оба впускных клапана начинают открываться в одинаковом
режиме, а степень и продолжительность их открывания определяются формой кулачка
промежуточного коромысла и имеют повышенное значение.
|
Вторичные коромысла перестают контактировать со своими собственными
кулачками вплоть до того момента, как система не будет отключена. При
этом оба клапана открываются на полную высоту и с максимальной длительностью,
обеспечивая повышение оборотов и отдачи двигателя.
|
Проверка состояния компонентов
Электромагнитный клапан управления блокировкой VTEC
|
|
Отказ функционирования электромагнитного
клапана VTEC приводит к записи в память блока самодиагностики
кода неисправности и к срабатыванию контрольной лампы “Проверьте
двигатель” (см. Главу
Управление двигателем).
Наиболее частой причиной нарушения функционирования VTEC является
неисправность электромагнитного клапана или его фильтра. Регулярное
выполнение смены двигательного масла и фильтра позволят избежать
досадных отказов.
|
|
1. Электромагнитный клапан управления блокировкой VTEC расположен
справа в задней части головки цилиндров (со стороны задней
переборки двигательного отсека).
|
|
2. Проверьте наличие проводимости
между разъемом электромагнитного клапана и массой кузова.
Должно иметь место сопротивление 14 ÷ 30 Ом; в противном
случае электромагнитный клапан VTEC подлежит замене.
|
|
3. При выключенном зажигании отсоедините разъем жгута электропроводки
от датчика-выключателя давления VTEC и проверьте проводимость
между двумя клеммами датчика-выключателя на электромагнитном
клапане VTEC. Проводимость должна иметь место, в противном
случае замените датчик-выключатель.
|
4. Включите зажигание и измерьте напряжение между клеммой сине-черного
провода датчика-выключателя давления и массой. Требуемое значение
составляет около 12 В, в противном случае следует проверить провод
на участке между разъемом и РСМ на наличие обрывов или замыкания на
массу.
5. Не выключая зажигание, измерьте напряжение между клеммами разъема
жгута электропроводки датчика-выключателя давления. Должно иметь место
напряжение в 12 В, в противном случае следует устранить обрыв коричнево-черного
провода.
|
6. Отделите электромагнитный клапан и вручную проверьте свободу
перемещения его плунжера. При установке клапана на место не
забудьте заменить уплотнительную прокладку.
|
|
7. Полностью снимите сборку электромагнитного клапана с головки
цилиндров и проверьте состояние уплотнительной прокладки и
проходимость фильтра. Прочистите сборку и установите ее на
место, предварительно заменив уплотнительную прокладку.
|
|
Нарушение проходимости сетчатого фильтра является
наиболее вероятной причиной отказов функционирования системы
VTEC.
|
|
|
Коромысла
|
1. Приведите поршень первого цилиндра в положение ВМТ конца такта
сжатия (см. Раздел
Приведение поршня первого цилиндра в положение верхней мертвой точки (ВМТ)). Снимите крышку головки цилиндров (см. Раздел
Снятие и установка крышки головки цилиндров).
|
2. Надавите пальцем на промежуточное коромысло комплекта
впускных клапанов первого цилиндра, - оно должно двигаться
независимо от первичного и вторичного коромысел сборки. Действуя
в том же порядке, проверьте исправность функционирования коромысел
впускных клапанов оставшихся цилиндров (соответствующие поршни
переводятся в положения ВМТ).
|
|
|
Корректоры клапанных зазоров
|
1. Сборки четырех корректоров посажены в специальные карманы в
головке цилиндров двигателя.
2. По отдельности извлеките из головки цилиндров каждый из корректоров.
3. Проверьте исправность функционирования корректоров путем отжимания
плунжеров пальцем. Плунжер должен трогаться с легким сопротивлением,
постепенно увеличивая его по мере заглубления, в противном случае
замените дефектную сборку.
|
|
Синхронизирующие сборки
|
1. После снятия и демонтажа сборок коромысел (см. Раздел
Снятие, проверка состояния и установка сборки коромысел), извлеките
также компоненты синхронизирующих узлов (см. ниже).
Компоненты синхронизирующих сборок VTEC:
a) Коромысло привода первичного клапана (первичное коромысло);
b) Коромысло привода вторичного клапана (вторичное коромысло);
c) Промежуточное коромысло;
d) Синхронизирующий поршень А;
e) Синхронизирующий поршень В;
f) Распределительный поршень.
2. Проверьте состояние распределительной пружины. Удостоверьтесь,
что она не лопнула и не просела. В случае необходимости произведите
замену.
|
3. Проверьте все прочие компоненты (коромысла и синхронизирующие
поршни) на наличие признаков износа, потертостей, задиров,
следов перегрева и прочих дефектов. Замените дефектные детали.
Извлеките из третьего держателя распределительного вала жиклер
распыления масла, прочистите его и установите на место (двигатели
без VTEC).
|
4. Сборка производится в порядке, обратном порядку демонтажа компонентов.
|
|
|