4. Системы охлаждения, отопления
Спецификации
Общие параметры
Расположение компонентов систем охлаждения, отопления и кондиционирования
воздуха в двигательном отсеке автомобиля (показан двигатель V6, для 4-цилиндровых
моделей схема расположения компонентов аналогична)
|
1 — Радиатор
2 — Конденсатор
3 — Вентиляторы систем охлаждения и кондиционирования воздуха
|
4 — Водяной насос
5 — Термостат
6 — Расширительный бачок
|
Компоненты термостата
|
1 — Фланец
2 — Поршень
3 — Клапан прокачки
4 — Главная винтовая пружина
|
5 — Вторичная винтовая пружина
6 — Рама
7 — Основной клапан
8 — Седло клапана
|
Система охлаждения двигателя
Все модели рассматриваемых в настоящем Руководстве автомобилей оборудованы работающей
при избыточном давлении системой охлаждения двигателя с термостатическим управлением
циркуляцией рабочей жидкости. Водяной насос роторного типа закреплен на блоке
двигателя и обеспечивает прокачку охлаждающей жидкости сквозь охладительный тракт
последнего. Поток жидкости омывает районы расположения каждого из цилиндров в
блоке и направляется в заднюю часть двигателя. Проложенные в литье блока и головки
цилиндров охладительные каналы обеспечивают интенсивное охлаждение впускных и
выпускных портов, районов установки свечей зажигания и направляющих втулок выпускных
клапанов.
Воскозаполненный термостат контролирует рабочую температуру двигателя в процессе
его разогрева. В первые минуты после запуска холодного двигателя термостат остается
закрытым, предотвращая тем самым циркуляцию охлаждающей жидкости через радиатор.
Когда температура двигателя достигает нормального рабочего значения, клапан термостата
открывается, подключая к контуру охлаждения радиатор, обеспечивающий максимальную
интенсивность теплоотвода от рабочего тела (охлаждающей жидкости).
Система охлаждения имеет герметичную конструкцию и плотно закрыта крышкой радиатора,
способной выдерживать определенное избыточное давление, что обеспечивает повышение
точки кипения охлаждающей жидкости и, соответственно, эффективности теплоотвода
через радиатор. При превышении внутренним давлением в системе некоторого определенного
значения, подпружиненная тарелка вмонтированного в крышку радиатора предохранительного
клапана приподнимается над своим седлом, обеспечивая перетекание избытка охлаждающей
жидкости по соединительной (переливной) трубке в расширительный бачок. По мере
остывания системы жидкость автоматически возвращается из бачка в радиатор.
Доливание охлаждающей жидкости в систему производится через горловину расширительного
бачка, который одновременно выступает также в роли ресивера, аккумулирующего в
себе вытесняемый из радиатора избыток жидкости.
Ввиду перечисленных особенностей конструкции, такая система охлаждения получила
название замкнутой, так как в ней исключены какие-либо функциональные потери охлаждающей
жидкости.
Система отопления
Основными компонентами системы отопления салона являются электрический вентилятор
и теплообменник, расположенные в коробчатом кожухе отопителя. Теплообменник посредством
резиновых шлангов соединен с системой охлаждения двигателя. Блок управления функционированием
отопителя/кондиционера воздуха вмонтирован в панель приборов автомобиля. Разогретая
в двигателе охлаждающая жидкость циркулирует через теплообменник отопителя, отдавая
свое тепло заполняющему кожух воздуху. При включении отопления салона происходит
открывание пластинчатой заслонки, в результате чего внутренний объем кожуха отопителя
соединяется с объемом салона. При включении вентилятора крыльчатка последнего
начинает прогонять подаваемый в салон воздух через теплообменник, обеспечивая
его интенсивный разогрев.
Система кондиционирования воздуха
В состав системы входят установленный впереди радиатора конденсатор, расположенный
рядом с теплообменником отопителя испаритель, закрепленный на блоке двигателя
компрессор и ресивер-осушитель, оборудованный редукционным клапаном высокого давления.
Все компоненты соединены между собой рефрижераторными линиями.
Вентилятор прогоняет поступающий в салон воздух сквозь теплообменник испарителя,
работающий в режиме, обратном режиму функционирования радиатора. Прокачиваемый
через теплообменник хладагент, испаряясь, отбирает у воздуха избыток тепла. Температура
внутри салона при этом снижается до требуемого комфортного значения (по выбору
оператора).
|