3.3. Общий и капитальный ремонт двигателяВ данную Часть Главы помещены описания процедур снятия и установки силового
агрегата, а также общего капитального ремонта головки цилиндров и внутренних компонентов
двигателя.
Предлагаемый вниманию читателей материал содержит широкий спектр информации -
от практических советов по приобретению необходимых запчастей, до подробного пошагового
изложения порядка выполнения процедур снятия, проверки состояния, восстановительного
ремонта и установки внутренних компонентов двигателя.
Описания процедур составлены на основе предположения о том, что двигатель полностью
снят с автомобиля и установлен на монтажный стенд или прочный верстак. Вся информация,
касающаяся процедур ремонта двигателя, выполнение которых возможно без извлечения
последнего из автомобиля (in situ) приведена в Частях 4-цилиндровые двигатели
и двигатели V6 настоящей Главы.
Далеко не всегда можно легко определить момент, когда возникает необходимость
в проведении капитального ремонта силового агрегата. Во внимание должно быть принято
целое множество различных факторов.
Высокий пробег вовсе необязательно является признаком того, что двигатель нуждается
в капитальном ремонте. С другой стороны, незначительный пробег также нельзя считать
достаточной гарантией исправного состояния силового агрегата. Пожалуй, основным
фактором, определяющим срок службы двигателя, является частота и регулярность
выполнения процедур общего и текущего обслуживания автомобиля. При нормальном
уходе двигатель надежно прослужит на протяжении многих и многих тысяч километров
пробега, тогда как нерадивое отношение к выполнению процедур текущего обслуживания
вкупе с небрежной манерой вождения могут привести к необходимости выполнения капитального
ремонта силового агрегата уже спустя очень короткий срок.
Чрезмерный расход моторного масла можно считать сигналом о необходимости проведения
проверки состояния поршневых колец, маслоотражательных колпачков и/или направляющих
втулок клапанов. Естественно, прежде всего, следует удостовериться, что потери
масла не связаны с развитием его внешних утечек. Обратитесь за помощью к квалифицированному
специалисту, который поможет определить общее состояние двигателя Вашего автомобиля
на основании результатов проверки компрессионного давления в цилиндрах (см. Раздел
Проверка компрессионного давления в цилиндрах) и измерений глубины разрежения при различных исходных параметрах (см. Раздел
Диагностика состояния двигателя с применением вакуумметра).
Потеря развиваемой мощности, нарушение стабильности оборотов, чрезмерный шумовой
фон клапанного механизма, повышенный расход топлива обычно являются достаточно
характерными признаками необходимости выполнения капитального ремонта двигателя,
в особенности, когда все эти факторы проявляются одновременно. Если выполнение
полного спектра настроек не поможет в устранении проблем, единственным выходом
из положения будет проведение общих механических работ по восстановлению двигателя.
Капитальный ремонт силового агрегата подразумевает восстановление всех его рабочих
параметров до уровня, характерного для нового двигателя. В ходе капитального ремонта
в обязательном порядке производится замена поршневых колец и реставрация зеркал
цилиндров (проточка и/или хонингование). В случае выполнения проточки цилиндров
производится подбор поршней соответствующего ремонтного размера. Обычно выполняется
замена коренных и шатунных подшипников, в случае необходимости может быть произведена
проточка и восстановление шеек коленчатого вала. В обязательном порядке выполняется
обслуживание клапанов, состояние которых на момент возникновения необходимости
в выполнении капитального ремонта двигателя почти наверняка оставляет желать лучшего.
Параллельно с проведением общего ремонта силового агрегата обычно производится
также восстановительный ремонт таких вспомогательных компонентов, как распределитель
зажигания, стартер и генератор. В результате ремонта параметры двигателя возвращаются
к значениям, свойственным новому агрегату, при этом последний сможет безотказно
прослужить еще многие и многие тысячи километров пробега.
|
Такие критичные компоненты системы охлаждения,
как шланги, приводные ремни, термостат и водяной насоса при проведении
капитального ремонта двигателя ДОЛЖНЫ в обязательном порядке заменяться
новыми. Кроме того, следует внимательно проверить состояние радиатора
(см. Главу
Системы охлаждения, отопления). В случае
выявления признаков развития утечек или нарушения проходимости радиатор
следует также заменить. Многие фирменные мастерской автосервиса не дают
гарантию на эксплуатацию восстановленного двигателя без выполнения профессиональной
чистки и ремонта радиатора. Не забудьте также проверить состояние масляного
насоса (см. соответствующие Разделы настоящей Главы).
|
Прежде чем приступать к выполнению капитального ремонта двигателя, внимательно
ознакомьтесь с материалами настоящей Части с целью теоретической подготовки к
предстоящей работе. Заметим, что капитальный ремонт двигателя вовсе не требует
от исполнителя высокой профессиональной подготовки, однако отнимает достаточно
много времени. Следует спланировать отказ от пользования автомобилем на срок не
менее двух недель, в особенности при необходимости обращения за помощью в механическую
мастерскую с целью выполнения отдельных восстановительных работ. Проведите небольшой
маркетинг, проверив наличие в продаже запчастей, инструментов и оборудования.
Заблаговременно приготовьте все необходимые материалы. Большая часть работ может
быть выполнена с применением обычного набора слесарного инструмента, однако некоторые
из проверок по определению пригодности отдельных компонентов к дальнейшему использованию
требует применения прецизионного измерительного оборудования. В сомнительных ситуациях
обращайтесь за помощью к специалистам мастерской автосервиса, которые всегда помогут
Вам определиться в решении о необходимости замены или восстановительного ремонта
любого внутреннего компонента двигателя.
|
Прежде чем отдавать какие-либо из деталей для проведения восстановительного
ремонта в мастерскую автосервиса, проведите полную разборку двигателя
и всех его внутренних компонентов. Не забывайте, что решающим фактором
в вопросе о целесообразности проведения капитального ремонта двигателя
является состояние блока его цилиндров. Часто дешевле и надежнее оказывается
заменить изношенный двигатель восстановленным. Никогда не приступайте
к приобретению сменных компонентов до тех пор, пока самым тщательным образом
не изучите состояние блока. Помните, что время является главным затратным
фактором при выполнении капитального ремонта двигателя, а потому, бессмысленно
тратить его на установку сработавшихся или нестандартных узлов и компонентов.
|
В заключение заметим, что все усилия по выполнению восстановительного ремонта
изношенных компонентов окажутся потрачены впустую при небрежном отношении к требованию
тщательности соблюдения чистоты при сборке агрегата.
|