3.39. Замена вкладышейИзмерение зазора коренного подшипника
Монтаж упорных подшипников коленчатого вала
|
1. УПОРНЫЕ БУРТИКИ СРЕДНЕГО КОРЕННОГО ПОДШИПНИКА
2. ДЕРЕВЯННЫЙ БРУСОК
|
Измерение осевого зазора коленчатого вала
Измерение боковых зазоров шатунов
В зависимости от технического состояния шеек коленчатого вала замена вкладышей
может быть произведена как без демонтажа двигателя, так и после снятия двигателя
с автомобиля. Если двигатель снят с автомобиля, замену вкладышей следует производить
в соответствии с приведенными ниже инструкциями и с учетом особенностей конкретного
типа двигателя. Перед заменой надо проверить состояние коренных подшипников. На
снятом с автомобиля и перевернутом двигателе коленчатый вал лежит на верхних опорах.
Замерить зазоры в коренных подшипниках между нижними опорами и шейками вала. Если
зазоры определяются на двигателе без его демонтажа с автомобиля, необходимо приподнять
коленчатый вал вверх, чтобы выбрать зазоры между валом и верхними коренными опорами,
и измерить зазоры между шейками и нижними вкладышами.
Замена вкладышей с демонтажом коленчатого вала
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Демонтировать крышки коренных подшипников
с вкладышами. Вынуть вкладыши.
|
2. Демонтировать коленчатый вал. Проверить
состояние шеек вала.
|
3. Вынуть вкладыши из коренных опор блока цилиндров.
|
4. Смазать несущие поверхности новых вкладышей
нужного размера и установить в постели коренных опор блока и в крышки
подшипников.
|
5. Установить коленчатый вал, закрепить крышки
коренных подшипников.
|
|
Замена вкладышей без демонтажа коленчатого вала
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Снять масляный поддон, масляный насос,
вывинтить свечи зажигания. Демонтировать крышку коренного подшипника,
нуждающегося в замене вкладышей. Вынуть вкладыш из крышки.
|
2. Установить монтажное приспособление для
вкладышей в отверстии масляного канала шейки коленчатого вала. Если
приспособление отсутствует, использовать шплинт, согнув его по месту.
|
3. Повернуть коленчатый вал по часовой стрелке,
если смотреть спереди двигателя. При этом вкладыш, находящийся в постели
коренной опоры, повернется вместе с валом и выйдет наружу.
|
4. Смазать новый вкладыш и вставить его гладкой
стороной (без замка) между шейкой вала и коренной опорой блока со
стороны расположения углубления под замок вкладыша. Повернуть вкладыш
на место и вынуть монтажное приспособление из масляного канала в шейке.
|
5. Смазать новый вкладыш и установить его в
крышку коренного подшипника.
|
6. Установить крышку подшипника. Стрелка на
крышке должна быть направлена к передней части двигателя. |
7. Затянуть болты крышек коренных подшипников
моментом 50 Нм (40–60°). |
|
Проверить
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Поверхности трения подшипников на наличие:
– износа;
– канавок;
– внедренных инородных частиц.
Если имеются подобные дефекты, установить вид этих частиц и их происхожде
ние. Осмотреть отстой и осадок в масляном поддоне. |
2. Наружные поверхности подшипников на наличие:
– износа. Следы износа свидетельству
ют или о перемещениях вкладыша, или о наличии значительных неровностей
на сопрягаемых деталях.
– следов перегрева;
– следов ослабления посадки и
проворачивания (деформированный выступ замка, кольцевые канавки).
|
3. Упорные поверхности (средний коренной подшипник)
на наличие:
– износа;
– кольцевых канавок. Канавки вырабатываются
из-за неровностей упорных торцов коленчатого вала.
Предупреждение
При обнаружении
дефектов вкладышей, кроме нормального эксплуата ционного износа,
требуется внимательно осмотреть сопрягаемые детали: коленчатый вал,
коренную опору, крышку подшипника, шатун.
|
4. Болты крепления крышек подшипников. Если
болты растянуты, их следует заменить.
|
|
Измерить
Для того чтобы правильно определить размер вкладышей, нужно тщательно измерить
зазоры в подшипниках. Можно использовать любой из описанных ниже способов измерения.
Однако способ А предпочтительнее, так как обеспечивает более надежные результаты.
Предупреждение
В методе А измерения
используются для расчетного определения зазора. Метод В предполагает непосредственное
измерение зазора. Кроме того, метод В отличается тем, что не позволяет определить
биение подшипника.
Не допускается установка
вкладышей различного номинального размера в один коренной подшипник.
МЕТОД А
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Измерить с помощью микрометра диаметр коренной
шейки вала. Измерения производить в нескольких местах по длине шейки
в сечениях, отстоящих друг от друга на 90 градусов. Осреднить результаты
измерений. |
2. Измерить конусность и овальность. |
3. Измерить внутренний диаметр вкладышей с
помощью микрометра. При замене вкладышей измерения производить с новыми
вкладышами.
Предупреждение
При измерениях
болты крышек подшипников должны быть затянуты номинальным моментом.
Если размеры
шеек и отклонения от формы находятся в допустимых пределах, следует
подобрать комплект вкладышей подходящего размера. В случае недопустимого
износа шеек необходимо прошлифовать шейки коленчатого вала на ремонтный
размер и установить комплект вкладышей уменьшенного размера.
|
|
МЕТОД В
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Установить вкладыши в опоры блока цилиндров
и коленчатый вал.
|
2. Наложить измерительный пластиковый вкладыш
на всю длину коренного подшипника. |
3. Посадить крышку подшипника на место, осторожно
постукивая по крышке сверху.
Предупреждение
Во избежание
повреждений блока цилиндров и/или крышек коренных подшипников следует
использовать молоток с латунным или свинцовым бойком или киянку
с кожаной насадкой. Запрещено сажать крышку на место затягиванием
крепежных болтов. Пренебрежение этими указаниями может привести
к повреждению блока цилиндров или крышек подшипников.
|
4. Затянуть болты номинальным моментом.
Предупреждение
Не проворачивать
коленчатый вал.
|
5. Снять крышку подшипника, оставив пластиковый
вкладыш на месте.
|
6. Измерить максимальную ширину деформированного
пластикового вкладыша с помощью шкалы, нанесенной на упаковке вкладышей,
см. рис. Измерение зазора коренного подшипника. |
7. Удалить полностью пластиковый
вкладыш. |
8. Подобрать комплект вкладышей, который обеспечит
требуемые зазоры в подшипнике.
|
|
Установить или присоединить
Предупреждение
Вкладыши коренных подшипников
не должны иметь царапин, рисок от напильника и должны устанавли ваться в постели
без дополнительных прокладок. Не следует браться руками за поверхности трения
вкладышей, иначе жировые выделения пальцев могут оставить следы на покрытии
вкладыша.
Следует убедиться в
чистоте отверстий крышек и сопрягаемых поверхностей крышек и опор блока. Описание
монтажа уплотнения в крышке заднего коренного подшипника приведено ниже.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Опустить болты крышек в моторное масло.
|
2. Вставить вкладыши подшипников в коренные
опоры блока и крышки.
Предупреждение
Верхние
и нижние вкладыши могут различаться. Следует проверить совпадение
отверстий масляных каналов. Запрещено перекрывать любые масляные
каналы.
Вкладыши
немного выступают наружу, когда установлены в свои гнезда. Проверить,
чтобы вкладыши выступали одинаково на обеих сторонах. Убедиться
в правильном положении замков вкладышей.
|
3. При монтаже упорного коренного подшипника
смазать упорные поверхности.
|
4. Смазать поверхности трения подшипников чистым
моторным маслом. |
5. Коленчатый вал.
Предупреждение
Следует
остерегаться повреждений шеек коленчатого вала. Рекомендуется использовать
защитные колпачки для болтов головок шатунов или направляющие пальцы.
|
6. Крышки подшипников. Осторожно посадить крышки
на свои места, слегка постукивая по ним подходящим инструментом.
Предупреждение
Во избежание
повреждений блока цилиндров и/или крышек коренных подшипников следует
использовать молоток с латунным или свинцовым бойком или киянку
с кожаной насадкой. Запрещено сажать крышку на место затягиванием
крепежных болтов. Пренебрежение этими указаниями может привести
к повреждению блока цилиндров или крышек подшипников.
|
7. Ввинтить болты крышек подшипников. Равномерно
затянуть болты, затем отвернуть на один оборот и затянуть требуемым
моментом.
|
8. Установить упорный коренной подшипник,
см. рис. Монтаж упорных подшипников коленчатого вала.
Сдвинуть вал поочередно в обе стороны, чтобы выровнять упорные
буртики вала относительно среднего коренного подшипника.
|
|
Проверить
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
Свободу перемещений шатунов и отсутствие заеданий.
При необходимости ослабить болты крышек коренных подшипников и затянуть
их снова.
|
|
Измерить
|