4.1.3. Приведение поршня первого цилиндра в положение верхней мертвой точки (ВМТ)
|
Приведенное ниже описание
процедуры составлено на базе предположения о правильности установки ВВ
свечных проводов и распределителя зажигания. Если возникает необходимость
приведения двигателя в ВМТ с целью корректировки положения распределителя,
положение поршня в первом цилиндре двигателя может быть качественно определено
путем отслеживания изменения компрессионного давления через свечное отверстие.
Далее необходимо добиться совмещения соответствующих установочных меток
(см. параграф 9).
|
Верхней мертвой точкой (ВМТ) называется наивысшая точка хода поршня в своем цилиндре.
Строго говоря, в 4-тактных двигателях в процессе вращения коленчатого вала данное
положение достигается каждым из поршней дважды: один раз в конце такта сжатия
и второй – в конце выпускного такта. При выполнении настроек фаз газораспределения
и установке угла опережения зажигания в подавляющем большинстве случаев используется
ВМТ конца такта сжатия поршня (обычно первого цилиндра).
Необходимость в приведении поршня(ей) в положение ВМТ возникает прити таких
как снятие/установка распределительного вала, компонентов привода ГРМ и распределителя
зажигания.
|
1. Удостоверьтесь, что трансмиссия переведена в нейтральное
положение, затем прочно взведите стояночный тормоз, либо подоприте
задние колеса автомобиля противооткатными башмаками.
2. Отключите систему зажигания, рассоединив электрические разъемы
распределителя (см. Главу Электрооборудование двигателя).
3. Временно выведите из строя систему питания (см. Главу Системы питания и выпуска).
4. Снимите свечи зажигания (см. Главу Текущее обслуживание).
5. Приведение любого из поршней в положение ВМТ производится путем
проворачивания коленчатого вала двигателя одним из описанных ниже
способов. Если смотреть на двигатель спереди (со стороны приводного
ремня), нормальным направлением вращения коленчатого вала будет направление
против часовой стрелки. Помните, что попытка проворачивания вала по
часовой стрелке может привести к нарушению регулировок газораспределительного
ремня.
a) Наиболее эффективным методом является проворачивание
вала в нормальном направлении за болт, ввернутый в торец передней
цапфы при помощи торцевого ключа с храповым приводом;
b) Сэкономить время позволит применение дистанционного
выключателя стартера (следуйте инструкциям изготовителей). Как только
поршень окажется достаточно близко от ВМТ конца такта сжатия, стартер
останавливается и дальнейшая подгонка осуществляется методом, описанным
в пункте (а);
c) При наличии помощника предварительное проворачивание
двигателя может быть осуществлено короткими рывками с водительского
места под руководством оператора. Принцип тот же, что и описанный
в пункте (b). Окончательная корректировка, опять-таки, производится
вручную, при помощи торцевого ключа (см. пункт а).
6. Запомните положение клеммы подсоединения свечного провода первого
цилиндра на крышке распределителя. Если клемма не промаркирована,
пройдитесь по проводу от свечи к крышке и нанесите соответствующую
метку самостоятельно.
7. Снимите крышку с распределителя и отложите ее в сторону (см. Главу
Текущее обслуживание).
|
8. Пометьте корпус в точке
непосредственно под клеммой первого цилиндра крышки (см. сопроводительную
иллюстрацию).
|
|
9. Отыщите установочные метки
на шкиве коленчатого вала – они должны оказаться расположенными
в непосредственной близи от указателя. Теперь, проворачивая
коленчатый вал в нормальном направлении (см. параграф 5),
добейтесь точного совмещения нулевой метки с вершиной треугольного
выреза указателя (см. сопроводительную иллюстрацию).
|
10. Теперь проверьте положение бегунка распределителя – он должен
оказаться развернутым носиком точно на метку на корпусе. Если бегунок
развернут относительно метки на 180°, следовательно, поршень первого
цилиндра находится в положении ВМТ конца выпускного такта.
11. Для того, чтобы привести поршень в ВМТ конца такта сжатия, следует
провернуть коленчатый вал еще на один полный оборот (360°) против
часовой стрелки. Теперь бегунок должен развернуться носиком к метке.
12. Если все перечисленные выше условия о совмещении меток соблюдены,
задачу можно считать выполненной, – поршень первого цилиндра приведен
в положение ВМТ конца такта сжатия.
13. Теперь, чтобы поочередно, в порядке зажигания, привести в ВМТ
оставшиеся поршни, следует нанести соответствующие метки на ободе
корпуса (как это делали выше для клеммы подсоединения первого свечного
провода). Проворачивание коленчатого вала будет неизбежно сопровождаться
вращением бегунка, совмещение носика которого с соответствующей меткой
и явится подтверждением о приведении соответствующего поршня в ВМТ
конца такта сжатия.
|
|
|