13.26. Не всегда просто следовать – «извилистыми» дорогами проводовБольшинство потребителей тока в Mondeo функционируют с двойными клеммами. Однако
до аккумулятора или к генератору можно часто встретить только один провод. Другой
заканчивается ГДЕ-ТО «по дороге» на контакте с массой кузова, двигателя, на
коробке передач или, в большинстве случаев, на другом «язычке» разъема. На дилетантов
«токи» оказывают таинственное действие – они часто «бегут» странным образом.
Токопроводящая масса – металлические детали
Инженеры Ford для бортовой электротехники Mondeo использовали для своих целей
следующий физический принцип – металлы, которые автоэлектрики называют массой,
проводят электрический ток. На основе этого факта Ford много экономит – и совершенно
легитимно – на длинных проводах к потребителям напряжения от минусового полюса
аккумуляторной батареи: в Mondeo, как и во всех автомобилях, эту работу попросту
исполняет кузов. Таким образом, если потребитель не функционирует, то причина
этого часто лежит не в подводящем проводе, а в плохом контакте с массой. Контакт
на массу, впрочем, выбирает странные обходы, чтобы в конечном итоге все-таки
прийти к цели. Бортовая электрика при этом приходит в полный беспорядок: она,
например, может привести к тому, что указатели поворотов и задние огни будут
«тактично» тлеть. И в дальнейшем для дилетантов побегут «токи» странным образом.
Системная упорядоченность – провода и клеммы
Благодаря рациональному конструированию последовательно уложенные жгуты проводов
Mondeo составили бы длину около 12 км. Кажущаяся пестрая беспорядочность на
самом деле хорошо структурирована – цвета проводов указывают дорогу. К тому
же большинство выводов многоконтактных разъемов и реле пронумерованы. При выборе
цвета провода в качестве «норм Ford» учитывались общепринятые требования.
Достойны интереса – часто встречаемые обозначения проводов и клемм
Клемма 15:
электрический ток подается только при включенном
зажигании от замка-выключателя зажигания, при этом помимо зажигания током питаются
те потребители электроэнергии, на которые должен подаваться ток только при эксплуатации
автомобиля. На провода, идущие к клеммам 15, в большинстве случаев накладывается
оболочка черного цвета, иногда даже с дополнительными цветными полосками.
Клемма 30
постоянно получает ток от положительного полюса аккумуляторной
батареи или генератора при работающем двигателе. Неосторожное обращение с инструментами
может вызвать короткое замыкание или дождь искр, если предварительно не был
отсоединен минусовой провод аккумуляторной батареи. Эти провода, всегда находящиеся
под напряжением, в Mondeo имеют красную оболочку и также «украшаются» дополнительными
цветными полосками.
Клемма 49
отвечает за подачу тока к указателям поворота и в
систему аварийной световой сигнализации.
Клемма 53
питает током стеклоочиститель. Ее провода имеют преимущественно
зеленую оболочку с дополнительными цветными (например, желтыми) полосками.
Клемма 56:
с желто-черными цветами обеспечивает подачу тока
на фары ближнего света по желтым и с бело-черными цветами фары дальнего света.
Клемма 58:
подает электроэнергию на стояночные огни (передние),
а также на задние фонари и фонари освещения номерного знака. Основной цвет оболочки
проводов серый, соответственно с дополнительными цветными полосками.
Клемма 31:
клемма для соединения с корпусом автомобиля (массой),
посредством которой потребитель электроэнергии должен быть подсоединен к массе
автомобиля. В бортовой электросети соответствующие провода на массу преимущественно
имеют оболочку коричневого цвета.
|