6. Система охлажденияХорошо видно: уровень охлаждающей жидкости в прозрачном компенсационном бачке
рядом с правой амортизацион-ной стойкой.
Если вы часто доливаете небольшие объемы воды, то проверьте систему на герметичность
и ближе к осени добавьте антифриза.
В нормальных рабочих условиях всегда пребывает система охлаждения Mondeo, то
есть в «здоровом» температурном диапазоне. «Охлаждение» представляет собой союз
нескольких агрегатов: теплообменник (радиатор), водяной насос, вентилятор системы
охлаждения, термостат, расширительный бачок, трубопроводы охлаждающей жидкости
и шланги являются лишь «статистами» для охлаждающей жидкости, которая выполняет
свою работу в блоке цилиндров и головке цилиндров «под постоянным давлением»
в филигранной сети из строго пропорциональных водяных каналов, так называемой
«водяной рубашки». Сохраненная в водяной рубашке избыточная тепловая энергия
от сгорания отводится теплообменником в атмосферу. По каким потайным путям охлаждающая
жидкость циркулирует в Mondeo, зависит, разумеется, от температуры двигателя
и текущих условий использования.
При холодном двигателе – малый круг циркуляции охлаждающей жидкости
После каждого пуска холодного двигателя охлаждающая жидкость вначале пульсирует
по малому кругу, он ограничивается «водяной рубашкой» и радиатором отопителя.
На этом этапе работающий в новом Mondeo от электричества термостат задерживает
движение потока к радиатору до тех пор, пока двигатель не достигнет своей рабочей
температуры.
Это важная причина. Так как циркулирующий объем жидкости в малом контуре циркуляции
меньше – двигатель таким образом раньше достигает нужной температуры и выбрасывает
меньше отработавшего газа. Как только охлаждающая жидкость достигла своей рабочей
температуры, термостат открывается и нагретая охлаждающая жидкость дозированно
проходит сверху вниз через теплообменник. На этом пути через радиатор ее «обдувает»
встречный ветер, проходящий мимо сегментов радиатора, и отнимает избыточную
тепловую энергию.
Координируемое термостатом взаимодействие элементов «воздух и вода» защищает
двигатель от одновременно холодного шока и горячего коллапса.
При прогретом двигателе – большой круг циркуляции охлаждающей
жидкости
При нормальной рабочей температуре охлаждающая жидкость в Mondeo курсирует
из правого бачка радиатора (относительно направления движения) к водяному насосу.
Оттуда она попадает в блок цилиндров и головку блока цилиндров двигателя: через
открытый термостат течет основная часть жидкости обратно в левый бачок радиатора,
остаток делает пока «обход» через теплообменник. Стекающая снизу в радиаторе
жидкость автоматически создает сверху место для втекающей нагретой жидкости
– кругооборот жидкости замыкается. Если температура охлаждающей жидкости во
время движения понижается ниже заданной рабочей температуры, термостат закрывается
до того момента, пока она вновь не нагреется.
«Хозяйство системы циркуляции»: компоненты
системы охлаждения двигателя в гидравлическом «контакте»
Постоянно находится под давлением – система охлаждения
При работающем двигателе система охлаждения постоянно находится под определенным
избыточным давлением. Благодаря этому повышается точка кипения охлаждающей жидкости
со 100 °С до примерно 120 °С. Высокие температуры двигателя снижают расход топлива
и эмиссию отработанного газа. Если при нагретом двигателе давление в системе
охлаждения – в зависимости от версии двигателя – превысит 0,85 – 1,2 бар, то
редукционный клапан на запорной крышке компенсационного бачка закрывается и
избыточное давление в системе охлаждения уходит в атмосферу. Возникающий при
этом в системе вакуум сразу уравновешивает клапан в запорной крышке. Как только
он открывается, наружный воздух попадает в бачок и происходит выравнивание давления.
В частности, при городских поездках или движении транспорта в режиме «Stop-and-go»
часто встречного ветра можно «не встретить», а двигатель нужно достаточно охлаждать
и предохранять от вызываемых перегревом дефектов. Для такого специального случая
все Mondeo обладают расположенным непосредственно позади радиатора и приводимым
электроприводом вентилятором. Этот небольшой ветровой силовой агрегат активизирует
термовыключатель при температуре около 120 °С. вентилятор автоматически отключается
снова, когда достигается нормальная рабочая температура.
|
Понизить давление: система охлаждения проверяется
с помощью механического насоса. 2 Для этого в радиаторе или ресивере на
примерно 5 минут устанавливается давление ниже на около 1,6 бар. Системное
давление должно понизиться на примерно 0,2 бар, в противном случае нужно
искать утечку и устранить. 1 Запорная крышка компенсационного бачка.
|
Постоянное наблюдение за температурой двигателя
Если при максимально высокой нагрузке, например, езде с прицепом, или из-за
других неполадок температура двигателя постоянно превышается, то от капитальных
повреждений двигателя Mondeo защитит установленная в блоке управления приводами
(РСМ) программа от перегревания. На 1 этапе программа дает указания только указателю
температурного индикатора установиться в красном диапазоне шкалы.
Если вы игнорируете данный сигнал и температура продолжает повышаться, на приборной
панели загорается сигнальная лампочка «выход из строя привода». В этом случае
позвольте двигателю обязательно немного отдохнуть, он должен охладиться и затем
необходимо ехать на станцию Ford. В этот промежуточный период блок управления
не работает, однако он записал код неисправности, который может быть считан
на станции программой диагностирования. Если все-таки проигнорировать как показание
индикатора и загорание сигнальной лампочки или нечаянно не заметить, в действие
вступает 2-й этап программы: РСМ деактивирует два цилиндра и ограничивает частоту
вращения двигателя. Одновременно сигнализатор на приборной панели теперь будет
предупреждать перед последующими повреждениями двигателя.
Чтобы освободить на этой критической фазе двигатель, оба «мертвых» цилиндра
в это время всасывают чистый воздух. Чтобы по возможности равномерно понижать
уровень температуры, цилиндры попеременно «отдыхают». Если вы проигнорировали
этап 2, то этап 3 оставляет вам точно 30 секунд времени, чтобы за это время
остановить ваш «горячий» Mondeo на обочине дороги. И чтобы избежать крупных
неприятностей в двигателе, система РСМ затем просто отключает двигатель.
|
Детали системы охлаждения
|
Базовая конструкция системы
охлаждения:
|
|
Подгоняет охлаждающую жидкость:
водяной насос (центробежный насос). |
Водяной насос:
во всех двигателях Mondeo центробежные
насосы предназначены для ускорения движения охлаждающей жидкости
в системе охлаждения. Он занимает свое рабочее место в четырехцилиндровом
Mondeo на правой передней стороне двигателя, в V6 на левом ряде
цилиндров сбоку шестого цилиндра.
Радиатор:
состоит из расположенных с обеих сторон
пластиковых бачков с водой. Оба бачка соединяются между собой посредством
множества тонкостенных алюминиевых трубочек. С трубочками контактируют
сложенные гармошкой тонкие алюминиевые полоски: они многократно
увеличивают поверхность радиатора и отводят избыточное тепло навстречу
встречному ветру. Радиатор Mondeo крепится к верхней и нижней поперечине.
Термостат:
предназначен для регулирования температуры
воды в двигателе и удержания ее на постоянном уровне. Большинство
термостатов, в зависимости от версии двигателя, открываются в диапазоне
между 99–102 °С. Для уже подержанных термостатов допуск составляет
/– 3 °С. Термостаты состоят из одного замкнутого, заполненного
специальным воском термоэлемента (цилиндра), прижимной пружины и
тарелки клапана. По мере того как охлаждающая жидкость нагревается,
воск в термоэлементе расширяется и приподнимает, противодействуя
усилию пружины, тарелку клапана со своего места. Только при рабочей
температуре клапан полностью открыт. Когда вода охладится, пружина
давит по направлению к тарелке клапана и соответственно запирает
прохождение потока. В автомобилях Ford теперь впервые регулирует
температуру двигателя нагреваемый электричеством термостат. Его
работа зависит от информации, которую передают датчик охлаждающего
средства (ЕСТ), датчики температуры всасывающего воздуха и текущей
нагрузки (ТМАР), а также от датчика скорости движения автомобиля
(VS/OS). Это «трио» находится под непосредственным присмотром бортового
компьютера (РСМ), который обрабатывает сигналы с учетом параметрических
диаграмм и передает их на регулятор охлаждающей жидкости. Термостат
не находится под напряжением в тех диапазонах, в которых уровень
температуры 98 °С не вызывает никаких последствий. Во всех остальных
случаях, при наличии повышенных температур –например, при полной
нагрузке – когда возможно появление дефектов двигателя, наполнитель
термостата находится под током и термостатом уже «жонглирует» высокий
температурный уровень.
В течение нескольких секунд увеличивается далее доступ к большому
кругу циркуляции охлаждающего средства, и за счет этого температура
двигателя понижается примерно до 80 °С.
Компенсационный бачок:
автоматически дополняет
объем циркулирующей охлаждающей жидкости в системе охлаждения. Избыточное
давление в системе понижается за счет редукционного клапана, размещенного
в запорной крышке бачка. Вакуум выравнивает второй клапан в запорной
крышке. Прозрачный пластиковый бачок располагается в моторном отсеке
справа относительно направления движения.
Вентилятор системы охлаждения:
все двигатели Mondeo оснащены
электрически приводимым вентилятором. Этот вентилятор также часто
называют вентиля радиатора.
|
|
|