2.1.5. Механизм газораспределенияПривод верхнерасположенных (SOHC и DOHC) распределительных валов осуществляется
однорядной (двигатели М 102, М 123) или двухрядной (двигатели М 110
и М 115) цепью.
Напряжение цепи регулируется гидравлическим натяжным устройством с блокировкой.
Крышка привода распределительного вала из алюминиевого сплава.
Фазы газораспределения
Расчет фаз газораспределения приведен при нулевом расчетном зазоре клапанов
и высоте подъема клапана 2 мм.
В скобках приведена величина после пробега 20000 км.
Параметр, мм
|
Модель двигателя
|
М 115.938
|
М 102.920, М 102.939
|
М 102.980, М 102.982
|
М 115.954
|
Начало открытия впускного клапана
до ВМТ такта впуска с опережением
|
14,0
|
11,0 (12,0)
|
11,0 (12,0)
|
14,0
|
Закрытие впускного клапана после
НМТ такта сжатия с запаздыванием
|
20,0
|
17,0 (18,0)
|
17,0 (18,0)
|
27,0
|
Начало открытия выпускного клапана
до НМТ рабочего хода с опережением
|
22,0
|
32,0 (31,0)
|
32,0 (31,0)
|
36,5
|
Закрытие выпускного клапана после
ВМТ такта выпуска с запаздыванием
|
12,0
|
13,0 (12,0)
|
13,0 (12,0)
|
18,50
|
Маркировка распределительного вала
|
5
|
12
|
23
|
13
|
Параметр, мм
|
М 123.920, М 123.921
|
М 110.923
|
М 110.984, М 110.988
|
|
Начало открытия впускного клапана до ВМТ такта впуска с опережением
|
15,0
|
7,0
|
7,0
|
|
Закрытие впускного клапана после НМТ такта сжатия с запаздыванием
|
21,0
|
21,0
|
21,0
|
|
Начало открытия выпускного клапана до НМТ рабочего хода с опережением
|
21,0
|
30,0
|
30,0
|
|
Закрытие выпускного клапана после ВМТ такта выпуска с запаздыванием
|
11,0
|
12,0
|
12,0
|
|
Маркировка распределительного вала
|
02
|
правого: 57
левого: 25
|
71
67
|
|
Распределительные валы
Пяти- (двигатели М 102 и М 115) или семиопорный (двигатели М 110
и М 123) полый распределительный вал. Передний конец вала закрыт болтом
крепления звездочки, а задний — стальной заглушкой. Масло в канал вала поступает
через канавку и отверстие задней опоры и обеспечивает смазку опорного вала.
На торце фланца крепления звездочки на вале выбита цифровая метка.
Характеристики распределительных валов
Вытягивание распределительной цепи может быть компенсировано перемещением
звездочки распределительного вала.
Характеристика
|
Значение
|
Допустимое радиальное биение шеек распределительного вала, мм
|
0,025—0,030
|
Чистота поверхности опоры подшипника распределительного вала, мкм
|
0,003
|
Смещение звездочки распределительного вала, мм
|
Поправка
|
0,7
|
6°
|
0,9
|
8°
|
1,1
|
9,5°
|
1,3
|
11,5°
|
Зазоры в механизме привода клапанов на холодном и горячем двигателе для впускных
и выпускных клапанов приведены в таблице. На двигателях с гидравлической компенсацией
зазора в приводе клапанов зазоры клапанов не регулируются.
Опоры подшипников не термообработаны. 1-я опора двигателя М 110 не шлифована,
на нее устанавливается втулка.
Параметр, мм
|
Модель двигателя
|
М 115.938
|
М 102.920, М 102.939
|
М 102.980, М 102.982
|
М 115.954
|
На холодном двигателе
|
|
0,10
|
0,15
|
0,15
|
0,10
|
|
0,20
|
0,20
|
0,20
|
0,20
|
На прогретом двигателе ( t° масла
45—75°C)
|
|
0,15
|
0,30
|
0,30
|
0,15
|
Параметр, мм
|
М 123.920, М 123.921
|
М 110.923
|
М 110.984, М 110.988
|
|
На холодном двигателе
|
|
0,10
|
0,10
|
0,10
|
|
|
0,20
|
0,25
|
0,25
|
|
На прогретом двигателе ( t° масла 45—75°C)
|
|
0,15
|
0,15
|
0,15
|
|
Характеристики распределительных валов
Параметр, мм
|
Модель двигателя
|
М 115.938
|
М 102.920, М 102.939
|
М 102.980, М 102.982
|
М 115.954
|
Опора 1
|
Диаметр шейки вала
|
|
34,959—34,975
|
31,934—31,950
|
34,959—34,975
|
|
34,859—34,875
|
*
|
34,859—34,875
|
|
34,709—34,725
|
32,434—32,450
|
34,709—34,725
|
Диаметр отверстия опоры
|
|
35,000—35,016
|
32,000—32,025
|
35,000—35,016
|
|
34,900—34,916
|
*
|
34,900—34,916
|
|
34,750—34,766
|
32,500—32,525
|
34,750—34,766
|
Опоры 2 и 3
|
Диаметр шейки вала
|
|
48,959—48,975
|
—
|
—
|
48,959—48,975
|
|
48,859—48,875
|
—
|
—
|
48,859—48,875
|
|
48,709—48,725
|
—
|
—
|
48,709—48,725
|
Диаметр отверстия опоры
|
|
49,000—49,016
|
—
|
—
|
49,000—49,016
|
|
48,900—48,916
|
—
|
—
|
48,900—48,916
|
|
48,750—48,766
|
—
|
—
|
48,750—48,766
|
Опора 4
|
Диаметр шейки вала
|
|
—
|
—
|
—
|
—
|
|
—
|
—
|
—
|
—
|
|
—
|
—
|
—
|
—
|
Диаметр отверстия опоры
|
|
—
|
—
|
—
|
—
|
|
—
|
—
|
—
|
—
|
|
—
|
—
|
—
|
—
|
Опора 5
|
Диаметр шейки вала
|
|
—
|
—
|
—
|
—
|
|
—
|
—
|
—
|
—
|
|
—
|
—
|
—
|
—
|
Диаметр отверстия опоры
|
|
—
|
—
|
—
|
—
|
|
—
|
—
|
—
|
—
|
|
—
|
—
|
—
|
—
|
Опора 6
|
Диаметр шейки вала
|
|
—
|
—
|
—
|
—
|
|
—
|
—
|
—
|
—
|
|
—
|
—
|
—
|
—
|
Диаметр отверстия опоры
|
|
—
|
—
|
—
|
—
|
|
—
|
—
|
—
|
—
|
|
—
|
—
|
—
|
—
|
Опора 7
|
Диаметр шейки вала
|
|
—
|
—
|
—
|
—
|
|
—
|
—
|
—
|
—
|
|
—
|
—
|
—
|
—
|
Диаметр отверстия опоры
|
|
—
|
—
|
—
|
—
|
|
—
|
—
|
—
|
—
|
|
—
|
—
|
—
|
—
|
Параметр, мм
|
М 123.920, М 123.921
|
М 110.923
|
М 110.984, М 110.988
|
|
Опора 1
|
Диаметр шейки вала
|
|
34,93—34,95
|
23,98—23,99
|
|
|
34,83—34,85
|
*
|
|
|
34,68—34,70
|
*
|
|
Диаметр отверстия опоры
|
|
35,00—35,02
|
38,00—38,02*
|
|
|
34,90—34,92
|
*
|
|
|
34,75—34,77
|
*
|
|
Опоры 2 и 3
|
Диаметр шейки вала
|
|
48,93—48,95
|
49,93—49,94
|
|
|
48,83—48,85
|
49,68—49,70
|
|
|
48,68—48,70
|
49,43—49,45
|
|
Диаметр отверстия опоры
|
|
49,00—49,02
|
50,05—50,07
|
|
|
48,90—48,92
|
49,80—49,82
|
|
|
48,75—48,77
|
49,55—49,57
|
|
Опора 4
|
Диаметр шейки вала
|
|
49,93—49,95
|
49,93—49,95
|
|
|
49,83—49,85
|
49,68—49,70
|
|
|
49,69—49,70
|
49,43—49,45
|
|
Диаметр отверстия опоры
|
|
50,00—50,02
|
50,00—50,02
|
|
|
49,90—49,92
|
49,75—49,77
|
|
|
49,75—49,77
|
49,50—49,52
|
|
Опора 5
|
Диаметр шейки вала
|
|
—
|
51,42—51,44
|
|
|
—
|
51,17—51,19
|
|
|
—
|
50,92—50,94
|
|
Диаметр отверстия опоры
|
|
—
|
51,50—51,52
|
|
|
—
|
51,25—51,27
|
|
|
—
|
51,00—51,02
|
|
Опора 6
|
Диаметр шейки вала
|
|
—
|
52,92—52,94
|
|
|
—
|
52,67—52,69
|
|
|
—
|
52,47—52,49
|
|
Диаметр отверстия опоры
|
|
—
|
53,00—53,02
|
|
|
—
|
52,75—52,77
|
|
|
—
|
52,50—52,52
|
|
Опора 7
|
Диаметр шейки вала
|
|
—
|
53,92—53,94
|
|
|
—
|
53,67—53,69
|
|
|
—
|
53,43—53,45
|
|
Диаметр отверстия опоры
|
|
—
|
54,00—54,02
|
|
|
—
|
53,75—53,77
|
|
|
—
|
53,50—53,52
|
|
*Втулка 1-й опоры имеет наружный диаметр 37,93—37,95 мм и внутренний диаметр
24,00—24,01 мм.
Гидравлическое натяжное устройство
Поршень толкателя под действием давления масла в смазочной системе двигателя
и внутренней пружины постоянно воздействует на башмак натяжителя.
Характеристика
|
Значение
|
Диаметр отверстия подачи масла, мм
|
1,1
|
Диаметр масловыпускного отверстия, мм
|
1,2
|
|