2.1.16. ШатуныПоршень
и шатун
1 – шатун; 2 – поршневой палец;
3 – поршень; 4 – маслосъемное кольцо; 5 – компрессионное кольцо №2;
| 6 – компрессионное кольцо №1;
7 – верхний вкладыш шатунного подшипника; 8 – нижний вкладыш шатунного подшипника;
9 – крышка шатуна; 10 – гайка, 32–35 Н•м. | Снятие
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
| Предупреждение
Держите крышки шатунов
с соответствующими шатунами для правильной повторной установки их в цилиндры двигателя.
| 1. Отверните гайки и снимите
крышку шатуна и нижний вкладыш шатунного подшипника. Для защиты шеек коленчатого
вала оденьте на болты крепления крышек шатунов отрезки резиновой или пластмассовой
трубки. | 2. Деревянным бруском
или ручкой молотка вытолкните поршень с шатуном из цилиндра. | |
Проверка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. При установке убедитесь, что шатун и
крышка шатуна соответствуют номеру цилиндра, в который они устанавливаются. При
установке нового шатуна удостоверьтесь, что метки, определяющие его положение,
находятся с той же стороны, что и метки на остальных шатунах. | 2.
Замените шатун, если имеются повреждения на обеих опорных поверхностях. Также
замените шатун, если имеются износ или повреждение поверхности, сопрягаемой с
поршневым пальцем. | | 3.
Проверьте изгиб каждого шатуна. При необходимости, замените шатуны. Замену шатуна
проводите совместно с крышкой шатуна. Допустимый изгиб шатуна: 0,05 мм/
100 мм длины Допустимое скручивание шатуна: 0,1 мм/ 100 мм длины |
| Установка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
| 1.
Установите распорную втулку. | 2.
Установите верхнюю боковую направляющую. Чтобы установить боковую направляющую,
сначала поместите один конец боковой направляющей между стенкой канавки поршневого
кольца и распорной втулкой, нажмите на нее, после чего, нажимая по периметру,
установите ее в канавку поршня. |
Предупреждение
Не используйте пассатижи для разжатия поршневых колец при установке боковой направляющей.
| | 3.
Аналогичным образом установите низкую боковую направляющую. |
4. Пассатижами для разжатия поршневых колец установите компрессионное кольцо
№2. | | 5.
Пассатижами для разжатия поршневых колец установите компрессионное кольцо №1. |
6. Нанесите тонкий слой моторного масла
на поршень и поршневые кольца. | | 7.
Расположите замки поршневых колец, как показано на рисунке. | 8.
Специальным приспособлением сожмите поршневые кольца на поршне. |
9. Установите поршень с поршневыми кольцами
над первым цилиндром, при этом метка на поршне должна быть направлена к передней
части блока цилиндров. | 10.
Ручкой молотка вдавите поршень в цилиндр так, чтобы нижняя головка шатуна установилась
на шейку коленчатого вала. | 11.
Установите шатунный вкладыш в крышку шатуна. | | 12.
Установите крышку шатуна и закрепите гайками. Момент затяжки: 32–35
Н•м | | 13.
Щупом, вставленным между шатуном и коленчатым валом, измерьте боковой зазор шатуна.
Номинальный боковой зазор шатуна: 0,10–0,25 мм Предельно допустимый
зазор: 0,40 мм | |
|