4.1. Процедуры ремонта двигателя Общая информация
Двигатель М52 (520i, 523i, 528i)
|
1 — катушки зажигания
2 — распределительные валы
3 — гидротолкатели
4 — масляный насос
5 — клиновой ремень
6 — насос охлаждающей жидкости |
7 — термостат
8 — масляный фильтр
9 — цепи привода механизма распределения
10 — впускной трубопровод |
Двигатель М51 (525tds)
|
1 — распределительный вал
2 — гидротолкатель
3 — клапан
4 — турбокомпрессор
5 — термостат
6 — насос охлаждающей жидкости
7 — масляный насос
|
8 — вязкостная муфта
9 — клиновой ремень
10 — натяжитель
11 — цепи привода механизма распределения
12 — вакуумный насос
13 — впускной трубопровод |
На автомобилях BMW 5-й серии устанавливаются двигатели трех типов: 6-цилиндровый
бензиновый, 6-цилиндровый турбодизель и двигатель
V8. Двигатели V8 (объемом 3.5 и 4.0 л) рассматривается
только в разделе “Техническое обслуживание”.
Силовой агрегат устанавливается вдоль автомобиля и вынимается только наверх
краном.
6-цилиндровый бензиновый двигатель имеет обозначение М52.
Его головка и блок цилиндров отлиты из алюминиевого сплава. В отличие от традиционно
применяемого чугуна алюминиевый сплав имеет более высокую теплопроводность и
меньший вес. Это способствует лучшему охлаждению и более низкому расходу топлива.
Головка цилиндров 4-клапанная, имеет регулируемый распределительный вал впускных
клапанов (обозначение фирмы BMW - VANOS).
На модели 525tds установлен 6-цилиндровый турбодизель М51
объемом 2.5 л. Блок цилиндров отлит из чугуна, головка цилиндров из легкого
сплава.
При повышенном износе и наличии задиров стенок цилиндров их можно хонинговать.
После этого следует применять ремонтные поршни.
Головка цилиндров у всех двигателей имеет так называемую поперечную продувку.
Это означает, что топливная смесь поступает в рабочие цилиндры с одной стороны,
а отработавшие газы выходят с другой. Это способствует более быстрому газообмену.
В головке цилиндров расположены распределительные валы. Дизельный двигатель
имеет только один распределительный вал. 4-клапанные бензиновые
двигатели имеют два распределительных вала. Один приводит в движение
впускные клапаны, другой выпускные. Привод распределительных валов осуществляется
через роликовую цепь. Клапаны приводятся в движение через гидротолкатели. Необходимость
регулировки зазоров в клапанах в процессе технического обслуживания отсутствует.
6-цилиндровые бензиновые двигатели имеют регулируемый привод
газораспределения. При этом распределительный вал впускных клапанов в зависимости
от числа оборотов двигателя посредством регулировочного элемента проворачивается
относительно приводной звездочки таким образом, что обеспечивается оптимальный
момент открывания клапанов. Регулировка осуществляется блоком управления, открывающим
и закрывающим масляный клапан давления.
Подача масла в систему смазки осуществляется масляным насосом, который у 6-цилиндрового
бензинового двигателя располагается спереди в поддоне картера и приводится
в движение от коленчатого вала. У дизельного двигателя масляный насос находится
в крышке картера привода распределения на конце коленчатого вала и приводится
в движение от зубчатой передачи. Масло засасывается из поддона картера и через
отверстия и трубопроводы подается к подшипникам коленчатого и распределительного
валов, а также к рабочим поверхностям цилиндров.
Насос охлаждающей жидкости расположен в передней части блока цилиндров. Вал
насоса при достижении соответствующей температуры приводит в движение вентилятор
охлаждения через вязкостную муфту. Привод насоса осуществляется через клиновой
ремень, который одновременно приводи в движение генератор. Следует иметь в виду,
что система охлаждения круглогодично заполнена смесью антифриза, средством защиты
от коррозии и водой с низким содержанием извести.
Приготовление воздушно-бензиновой смеси осуществляется системой впрыска и
электронного зажигания, благодаря чему обеспечивается стабильное значение эмиссии
отработавших газов. Система зажигания с катушками зажигания не имеет подвижных
элементов, что исключает износ ее элементов. У дизельного двигателя распределение
топлива по цилиндрам осуществляется системой DDE (цифровой дизельной электроникой).
Бензиновые двигатели рассчитаны для работы на бензине АИ-95,
однако благодаря наличию детонационного регулирования могут применяться и другие
сорта топлива. Если применяется бензин АИ-98, то при нормальных условиях эксплуатации
снижается расход топлива и повышается мощность двигателя. При применении бензина
АИ-91 снижается мощность двигателя и повышается расход топлива.
|