3.11. Проверка тормозной системы
| Пыль, образующаяся в результате износа накладок
и скапливающаяся на компонентах тормозного механизма, может содержать
опасный для здоровья асбест. Не выдувайте эту пыль с помощью сжатого воздуха
и не вдыхайте ее! Не используйте растворители на основе бензина для удаления
пыли. Пыль следует смывать специальным очистителем тормозной системы или
метиловым спиртом в сливную емкость. После протирки компонентов тормозной
системы влажной тряпкой эту тряпку и содержимое сливной емкости следует
держать в закрытом и подписанном контейнере. В дальнейшем по возможности
старайтесь пользоваться не содержащими асбест компонентами.
|
|
Кроме проверок через установленные интервалы времени состояние
тормозных механизмов следует проводить каждый раз при снятии колес или
при появлении признаков неисправности в системе. Для обеспечения безопасности
вождения описанные ниже процедуры проверки тормозной системы являются
самыми важными из всех производимых Вами процедур по обслуживанию автомобиля. |
Признаки неполадок в тормозной системе
Дисковые тормозные механизмы имеют встроенные индикаторы износа фрикционных
накладок, которые сигнализируют о том, что износ накладок достиг критической
величины. При этом накладки следует поменять немедленно, иначе тормозные диски
будут повреждены, и им потребуется дорогостоящий ремонт.
Любой из перечисленных ниже признаков может указывать на потенциальный дефект
тормозной системы:
a) При выжимании педали тормоза автомобиль "уводит" в
одну сторону
b) Тормозные механизмы при торможении издают скребущие или
визжащие звуки
c) Педаль тормоза имеет чрезмерный ход
d) Педаль тормоза пульсирует (это нормально только при работе
системы ABS)
e) Наблюдаются утечки тормозной жидкости (обычно на внутренней
стороне шины или колеса)
В случае обнаружения хотя бы одного из этих признаков немедленно осмотрите
тормозную систему.
Тормозные линии и шланги
|
В тормозной системе в основном используются стальные тормозные
трубки, за исключением гибких армированных шлангов у передних колес и
в качестве соединений у заднего моста. Регулярный осмотр всех этих линий
очень важен.
|
|
1. Припаркуйте автомобиль на ровной площадке
и выключите двигатель. Снимите колпаки с колес. Ослабьте, но не
снимайте болты крепления всех четырех колес.
2. Поддомкратьте заднюю часть автомобиля и надежно установите на
опоры.
3. Снимите колеса (обратитесь к Разделам "Поддомкрачивание и буксировка"
или “Органы управления и приемы безопасной эксплуатации”).
4. Очистите трубопроводы автоочистителем.
|
Трубопроводы для защиты от коррозии имеют пластмассовое
покрытие. Если покрытие повреждено, это может привести к коррозии
трубопровода. По этой причине не следует очищать трубопроводы
проволочной щеткой, наждачной бумагой или отверткой.
|
5. Осветите лампой и проверьте тормозные трубопроводы, идущие от
главного тормозного цилиндра к блоку ABS и от него к отдельным колесным
цилиндрам. Главный тормозной цилиндр находится под резервуаром тормозной
жидкости.
6. Не допускается перегибать и сминать трубопроводы. Необходимо
также исключать появление коррозионных повреждений или перетираний.
При появлении указанных дефектов трубопровод на данном участке необходимо
заменить.
7. Тормозные шланги соединяют трубопроводы с подвижными элементами
тормозной системы. Они выполнены из высокопрочного материала, но
подвержены со временем образованию пор, набуханию и повреждению
острыми предметами. При появлении указанных повреждений шланги должны
быть немедленно заменены на новые. |
8. Согните тормозные шланги руками в разные
стороны, чтобы выявить наличие повреждений. Шланги нельзя скручивать.
Следите за прямолинейностью цветных линий на шлангах, если они имеются! |
|
9. Поверните рулевое колесо вправо и влево
до упора. Шланги не должны где-либо касаться элементов кузова или
подвески.
10. Места соединения шлангов и трубопровод не должны иметь следов
протечек.
11. Опустите автомобиль на колеса. |
|
Дисковые тормозные механизмы
При достижении определенного износа тормозных колодок переднего и заднего тормозов
на панели приборов загорается сигнализатор. В этом случае необходимо срочно
заменить тормозные колодки.
|
1. Если это еще не было сделано, поддомкратьте
автомобиль и надежно установите его на опоры.
2. Пометьте положение колес относительно ступиц, чтобы после установки
отбалансированные колеса заняли свое прежнее положение. Ослабьте
болты крепления колеса. Снимите колеса.
3. Теперь можно увидеть суппорты дисковых тормозных механизмов,
внутри которых находятся колодки. В каждом суппорте имеются наружные
и внутренние колодки. |
4. Визуально проверьте толщину колодок
сверху через суппорт. |
|
5. Проверьте толщину наружной колодки. Если толщина
приближается к пределу износа, снимите колодку и измерьте ее толщину
с помощью калибра. |
|
6. Пределом износа тормозной колодки передних
и задних тормозов является толщина 2 мм.
Если толщина фрикционных накладок меньше, или если они изношены
с одной стороны больше, чем с другой, то колодки следует заменить.
Помните, что фрикционные накладки обычно наклеены на металлическую
подложку колодки - ее толщина не должна учитываться при измерении.
Всегда заменяйте колодки на обеих сторонах автомобиля (в комплекте
на одной оси), даже если изношена только одна из них, в противном
случае процесс торможения будет неравномерным.
| Опыт показывает, что износ тормозной
колодки в 1 мм соответствует как минимум 1000 км пробега.
Это соответствует неблагоприятным условиям эксплуатации. При
нормальной эксплуатации стойкость колодок значительно выше.
При толщине тормозной колодки дискового тормоза 5 мм (без
задней пластины) колодка может еще эксплуатироваться не менее
3000 км.
|
7. Снимите суппорты, не отсоединяя тормозные шланги.
8. Проверьте состояние тормозного диска. Осмотрите его на наличие
борозд, глубоких царапин и участков перегрева (они выглядят как
голубые или обесцвеченные пятна). При обнаружении признаков повреждений
или износа диск можно снять и проточить в механической мастерской;
если нет такой возможности, его следует заменить. И в том и в другом
случае заменять или протачивать следует оба диска, даже если изношен
лишь один из них. |
|
Барабанные механизмы стояночного тормоза
|
1. Пользуясь инструкциями Главы Тормозная
система, снимите задние тормозные диски с барабанами. |
2. Измерьте толщину фрикционных накладок
на башмаках задних тормозных механизмов и осмотрите их на наличие
признаков загрязнений тормозной жидкостью или смазкой. Если накладка
имеет толщину в пределах 1.5 мм над головками заклепок или металлическим
основанием в самом тонком месте, замените все башмаки. Обратитесь
к сопроводительной иллюстрации. Замене подлежат также треснутые,
заполированные до блеска и загрязненные тормозной жидкостью или
смазкой башмаки. Процедура замены описана в Главе Тормозная
система. |
|
3. Проверьте состояние стяжных и удерживающих
пружин башмаков, а также регулировочного механизма. Удостоверьтесь,
что все эти компоненты правильно установлены и находятся в рабочем
состоянии. Изношенные или деформированные пружины могут послужить
причиной преждевременного износа фрикционных накладок.
4. Проверьте колесные цилиндры на наличие признаков утечек, аккуратно
отодвинув защитные резиновые чехлы. Наличие незначительных следов
влаги под чехлами допускается. Если же под ними обнаружена тормозная
жидкость или она вытекает из колесного цилиндра, то цилиндры следует
капитально отремонтировать или заменить (обратитесь к Главе Тормозная
система).
5. Проверьте барабаны на наличие глубоких царапин, борозд трещин
и перегретых участков, которые выглядят как обесцвеченные пятна.
Если выявленные дефекты не могут быть устранены с помощью наждачной
бумаги, барабан следует проточить в мастерской (обратитесь к Главе
Тормозная система за более детальной информацией).
6. Следуя указаниям Главы Тормозная система,
установите тормозные диски с барабанами.
7. Установите колеса, но пока не опускайте автомобиль. |
|
Проверка надежности и хода рычага стояночного тормоза
|
1. Простейшим, и возможно, самым очевидным способом
проверки работы стояночного тормоза является установка автомобиля
на крутом склоне с взведенным тормозом и трансмиссией в нейтральном
положении (при проверке Вам следует находиться в автомобиле). Если
стояночный тормоз не удерживает автомобиль от скатывания, следует
произвести его регулировку, как описано в Разделе Регулировка
стояночного тормоза.
2. Поднимите и поставьте заднюю часть автомобиля на подставки.
3. Затяните стояночный тормоз на 5 зубцов. Проверните колеса от
руки. На колесах должно ощущаться легкой сопротивление от действия
тормоза.
4. Затяните тормоз на 6 зубцов. Колеса еще должны проворачиваться
вручную. Если для создания торможения тормоз должен затягиваться
дальше, отрегулируйте тормоз, как описано в Разделе Регулировка
стояночного тормоза.
5. Опустите автомобиль на колеса. |
|
|