2.2.24. Установка коленчатого вала и проверка смазочных зазоров коренных подшипников Установка коленчатого вала является первым важным шагом при сборке двигателя. На этом этапе предполагается, что блок цилиндров и коленчатый вал очищены, осмотрены и отремонтированы или отшлифованы.
|
- Установите блок в перевернутом положении.
- Снимите болты крышек коренных подшипников и снимите крышки. Для обеспечения правильной сборки разложите их в нужном порядке.
- Извлеките из блока и из крышек коренных подшипников вкладыши подшипников, если они еще там находятся. Протрите поверхности подшипников блока и крышек чистой, не оставляющих волокон, тканью. Они должны быть безукоризненно чистыми.
|
|
Проверка смазочных зазоров коренных подшипников
|
- Очистите обратные стороны новых вкладышей подшипников и установите их в каждое седло подшипников блока. Если один из вкладышей каждой пары имеет широкую канавку, то убедитесь, что вкладыш с канавкой установлен в блок. Установите остальные вкладыши из каждой пары в соответствующие крышки коренных подшипников. Убедитесь, что выступ на вкладыше совмещен с углублением в блоке или крышке.
|
Смазочные отверстия в блоке должны совпадать с отверстиями для смазки во вкладышах. Не забивайте вкладыш на место и берегите поверхности от появления зазубрин и царапин. На этом этапе смазывать ничего не следует.
|
|
- Упорный вкладыш с фланцем должен быть установлен в крышку и седло № 3 на двигателе М10, в крышку и седло № 6 на двигателе М20, в крышку и седло № 4 на двигателе М30 и в только в седло №4 на двигателе М40.
|
- Протрите чистой, не оставляющей волокон, тканью поверхности подшипников в блоке и шейки коренных подшипников коленчатого вала.
- Проверьте или прочистите смазочные отверстия коленчатого вала, так как грязь из них обязательно попадет прямо в новые подшипники.
- Когда Вы будете уверены, что коленчатый вал чистый, осторожно уложите его на коренные подшипники.
- Перед тем, как окончательно установить коленчатый вал, необходимо проверить зазоры для смазки коренных подшипников.
|
- Отрежьте несколько кусков соответствующей длины пластмассовой калиброванной проволоки (чуть короче ширины коренных подшипников) и разместите по одному куску на шейке коленчатого вала каждого коренного подшипника, параллельно оси коленчатого вала.
|
- Очистите в крышках поверхности подшипников и установите крышки на соответствующие места (не перепутайте их), при этом стрелки должны быть обращены к передку двигателя. Не сдвиньте с места куски пластмассовой проволоки.
- Начав с центрального коренного подшипника и двигаясь к крайним, поэтапно затягивайте болты крышек коренных подшипников до усилия, приведенного в
Таблице размеров и регулировочных данных в конце Руководства. На двигателях М10, М20 и М30 затягивайте болты в три этапа. На двигателях М40 сначала затяните болты до усилия этапа 1, затем доверните болты на угол, приведенный в
Таблице размеров и регулировочных данных в конце Руководства. Выполняйте доворачивание болта на определенный угол одним движением. В процессе затягивания болтов не проворачивайте коленчатый вал.
- Отверните болты и осторожно снимите крышки коренных подшипников. Сохраните крышки коренных подшипников. Сохраните их в порядке. Не трогайте пластмассовую проволоку и не проворачивайте коленчатый вал. Если какие-либо крышки коренных подшипников снимаются с трудом, постучите по ним с обеих сторон молотком с эластичной головкой.
|
- Сравните ширину сплющенных проволоки каждой шейки со шкалой, напечатанной на упаковке пластмассовой проволоки, чтобы получить значение зазора для смазки в коренных подшипниках. Проверьте по
Таблице размеров и регулировочных данных в конце Руководства их правильность.
|
- Если зазор не соответствует требованиям, то вкладыши подшипников могут быть соответствующего размера (это означает, что нужны другие). Перед тем, как принять решение о необходимости приобретения других вкладышей, убедитесь, что между вкладышами подшипников и крышками или блоком при измерении зазора не оказалась грязь или масло. Если ширина проволоки оказалась неодинаковой по ее длине, то шейка, возможно, имеет конусность (смотри Раздел Проверка состояния коленчатого вала).
- Осторожно удалите с шеек подшипников и/или поверхностей подшипников все следы материала проволоки. Сделайте это ногтем или краем пластиковой кредитной карточки, чтобы на поверхности подшипников не осталось зазубрин или царапин.
|
|
Окончательная установка коленчатого вала
|
- Осторожно снимите с двигателя коленчатый вал.
- Очистите поверхности подшипников блока, затем нанесите на обе поверхности тонкий, ровный слой дисульфидмолибденовой смазки или двигательного масла. Не забудьте смазать упорные поверхности, также как и поверхность шейки упорного подшипника.
- Убедитесь, что шейки коленчатого вала чистые, затем вновь установите коленчатый вал на место в блок.
- Протрите поверхности подшипников в крышках, затем смажьте их двигательным маслом.
- Установите крышки на их места, причем стрелки должны быть обращены к передку двигателя.
- Заверните рукой болты.
- Несильно ударьте по концам коленчатого вала свинцовым или бронзовым молотком, чтобы выровнять поверхности коренных подшипников и упорные поверхности коленчатого вала.
- Затяните с требуемым усилием болты крышек подшипников, работая от центра к краям. На двигателях М10, М20 и М30 затягивайте болты до окончательного усилия, в три этапа, пропуская болты крышки упорного подшипника. На двигателях М40 все болты затягивайте в два этапа, указанные в
Таблице размеров и регулировочных данных в конце Руководства.
- На двигателях М10, М20 и М30 затяните с требуемым усилием, приведенным в
Таблице размеров и регулировочных данных в конце Руководства, болты крышки упорного подшипника.
- На моделях с ручной трансмиссией установите на конец коленчатого вала новый вспомогательный подшипник (смотри Главу
Сцепление).
- Проверните рукой несколько раз коленчатый вал, чтобы проверить наличие явных заеданий.
- Последним этапом является проверка с помощью щупа или циферблатного индикатора осевого люфта коленчатого вала, как описано в Разделе Снятие коленчатого вала. Если упорные поверхности коленчатого вала не изношены и не повреждены и установлены новые подшипники, то осевой люфт должен быть нормальным.
- Установите новый сальник, затем заверните болты крепления корпуса сальника к блоку (смотри Раздел Установка заднего сальника коленчатого вала).
|
|
|