1.2.7. Головка блока цилиндров, клапана и пружины клапанов
Снятие
|
1. Слейте охлаждающую жидкость и отсоедините верхний
шланг радиатора.
2. Снимите широкий шланг и воздухозаборник, расположенный между
воздушным фильтром и крышкой головки.
3. Снимите вакуумный шланг, шланг подачи топлива и шланг охлаждающей
жидкости.
4. Снимите впускной коллектор.
5. Снимите со свечей зажигания наконечники высоковольтных проводов.
6. Снимите катушку зажигания.
7. Снимите верхние и нижний кожухи зубчатого ремня.
|
8. Снимите зубчатый ремень и звездочки распределительных валов.
|
9. Снимите теплозащитный экран и выпускной коллектор.
10. Снимите шкив водяного насоса и крышку.
11. Снимите распределительные валы, управляющие впускными и выпускными
клапанами.
|
12. Специальным инструментом с гнездом на 12 мм в определенной последовательности за 2–3 прохода выверните болты крепления головки блока цилиндров.
|
13. Удалите остатки прокладки головки блока цилиндров с блока цилиндров и головки блока цилиндров.
|
При удалении остатков прокладки соблюдайте осторожность, чтобы они не попали в каналы блока цилиндров.
|
|
|
Проверка
Головка блока цилиндров
|
1. Очистите головку блока цилиндров от нагара и герметика.
Сжатым воздухом продуйте каналы для подачи смазки.
2. Осмотрите головку блока цилиндров на отсутствие повреждений,
трещин, утечек масла и охлаждающей жидкости. При необходимости,
замените головку цилиндров.
|
3. Металлической линейкой
и щупом проверьте плоскостность головки блока цилиндров.
Отклонение от плоскостности головки блока цилиндров:
0,03 мм
Максимальное отклонение
от плоскостности головки блока цилиндров :
0,20 мм
|
|
|
Направляющие втулки клапана
|
|
Проверьте зазор между стержнем и направляющей
втулкой клапана. Если зазор превышает предельно допустимое
значение, замените направляющую втулку клапана на втулку увеличенного
ремонтного размера.
Зазор между стержнем и направляющей втулкой клапана:
- Впускные клапана: 0,02–0,05 мм
- Выпускные клапана: 0,035–0,065 мм
Предельно допустимый зазор между стержнем и направляющей
втулкой клапана:
- Впускные клапана: 0,1 мм
- Выпускные клапана: 0,15 мм
|
|
|
Клапана
|
|
1. Осмотрите каждый клапан
на наличие износа, повреждений и деформации и, при необходимости,
отремонтируйте или замените его.
Если торец стержня изъеден или изношен, по мере необходимости
восстановите фаски. Это восстановление должно быть ограничено
минимальным снятием металла. |
2. Проверьте поверхность рабочей фаски клапана и восстановите ее
или замените клапан.
3. Замените клапан, если толщина кромки головки клапана менее допустимой.
Толщина кромки головки клапана
:
- Впускные клапана: 1,0 мм
- Выпускные клапана: 1,3 мм
Предельно допустимая толщина кромки
головки клапана :
- Впускные клапана: 0,5 мм
- Выпускные клапана: 0,8 мм
|
|
Пружина клапана
|
1. Измерьте длину пружины в свободном состоянии.
|
2. Установите пружину на плоскую горизонтальную
поверхность и измерьте отклонение верхней части пружины от
вертикальной плоскости.
- Длина пружины без нагрузки: 42,5 мм
- Длина пружины под нагрузкой 21,9 кг: 35 мм
- Допустимое отклонение пружины от вертикальной плоскости:
не более 1,5°
- Предельно допустимая длина пружины без нагрузки: 41,5
мм
- Предельно допустимая длина пружины под нагрузкой 21,9
кг: 34 мм
- Предельно допустимое отклонение пружины от вертикальной
плоскости: не более 3°
|
|
|
Вставное седло клапана
|
1. Перед заменой или ремонтом седла клапана проверьте износ направляющей втулки клапана. Если направляющая втулка клапана изношена, замените ее, затем восстановите седло клапана.
|
2. Ремонт седла клапана необходимо проводить наждачным кругом или фрезой.
|
3. После ремонта притрите седло и клапан с использованием абразивной пасты.
|
|
Замена направляющей втулки клапана
|
1. Используя специальный инструмент 09222–32200, выдавите старую направляющую втулку клапана к основанию головки блока цилиндров.
|
2. Приставьте к отверстию головки цилиндров новую направляющую втулку клапана увеличенного ремонтного размера.
Увеличенные размеры направляющей втулки клапана
Увеличенные размеры
|
Метка размера
|
Диаметр отверстия в головке блока цилиндров
|
|
|
|
0,25
|
25
|
11,250–11,268
|
0,50
|
50
|
11,500–11,518
|
|
|
3. Приспособлением для установки направляющей втулки клапана (09221–29000 (A), 09221–22000 (B)) запрессуйте втулку в головку цилиндров. Приспособление обеспечивает запрессовку втулки на строго определенную глубину. Измерьте выступание верхней части направляющей втулки клапана из головки цилиндров. Обратите внимание, что выступание направляющей втулки клапана различно для впускных и выпускных клапанов.
|
4. После запрессовки направляющих втулок клапанов вставьте новые клапаны и
проверьте зазор.
5. Каждый раз при замене направляющих втулок клапанов проверьте
и, при необходимости, замените седла клапанов.
|
Не устанавливайте направляющую втулку клапана того же самого размера.
|
|
|
Замена седла клапана
|
|
1. Срежьте внутреннюю поверхность
седла клапана для уменьшения толщины стенки и удаления его
из головки блока цилиндров. |
|
2. После удаления старого
седла клапана необходимо расточить гнездо под увеличенный
размер седла клапана. Размеры для обработки приведены в таблице.
Увеличенные размеры вставного седла клапана
Описание |
Метка размера |
Высота седла, мм |
Диаметр гнезда в головке цилиндров,
мм |
Седло впускного клапана, увеличенное
на 0,3 мм |
30 |
7,9–8,1 |
33,300–33,325 |
Седло выпускного клапана, увеличенное
на 0,6 мм |
60 |
8,2–8,4 |
33,600–33,625 |
Седло впускного клапана, увеличенное
на 0,3 мм |
30 |
7,9–8,1 |
28,600–28,621 |
Седло выпускного клапана, увеличенное
на 0,6 мм |
60 |
8,2–8,4 |
28,900–28,921 |
|
3. Нагрейте головку цилиндров до температуры 250°C и запрессуйте
новое седло клапана ремонтного размера. При запрессовке седло клапана
должно иметь комнатную температуру.
4. После установки нового седла клапана необходимо выполнить притирку
клапана.
Ширина рабочей кромки седла клапана:
- Впускной клапан: 0,9–1,3 мм
- Выпускной клапан: 0,9–1,3 мм
|
|
Установка
|
1. Установите седло пружины.
|
2. Используя специальное приспособление (09222–32100), установите маслоотражательный колпачок.
|
Не используйте повторно снятые маслоотражательные колпачки.
Неправильная установка маслоотражательного колпачка приводит к утечке моторного масла через направляющие втулки клапана.
|
|
3. Смажьте стержень клапана моторным маслом и установите клапан.
При установке клапана не прилагайте больших усилий, чтобы не повредить
маслоотражательный колпачок. Проверьте плавность перемещения клапана.
|
4. Установить пружины и тарелки пружин. Пружины необходимо устанавливать стороной, покрытой эмалью, к тарелкам пружин.
|
5. С пециальным приспособлением 09222–21001 сожмите пружину. Установите сухари и снимите специальное приспособление для сжатия пружины.
|
Когда пружина сжата, проверьте, что маслоотражательный колпачок не зажат седлом пружины.
|
6. Очистите привалочные поверхности прокладки головки блока цилиндров и блок цилиндров.
|
7. Проверьте расположение маркировки на прокладке головки блока цилиндров.
|
8. Установите прокладку маркировкой к головке блока цилиндров.
|
При установке прокладки не используйте герметик.
|
|
9. Шестигранным ключом на 12 мм вверните болты крепления головки блока цилиндров в последовательности, показанной на рисунке.
|
|
10. Затягивание болтов проводите в три этапа, начиная с центральной части.
Момент затяжки болтов крепления головки блока цилиндров: 25 Н•м + довернуть на угол (60°–64°) + довернуть на угол (45°–49°)
|
|
|
|