6.13. Проверка исправности и обслуживание систем отопления и кондиционирования воздуха Для поддерживания системы кондиционирования постоянно в состоянии максимальной эффективности следующие проверки должны производиться на регулярной основе:
|
- Проверьте состояние приводного ремня компрессора. Если ремень изношен или поврежден, замените его (Глава Настройки и текущее обслуживание).
- Проверьте усилие натяжения приводного ремня и, в случае необходимости, произведите регулировку (Глава Настройки и текущее обслуживание).
- Проверьте шланги системы на наличие трещин, вздутий, следов старения материала и прочих повреждений. Осмотрите надетые на штуцеры концы шлангов на наличие признаков просачивания и масла. В случае выявления признаков износа, повреждений или утечек замените шланг(и).
- Проверьте зазоры между пластинами конденсатора на наличие в них застрявших старых листьев, останков насекомых и прочего мусора. Прочистите зазоры при помощи специального гребня или продуйте их сжатым воздухом.
- Проверьте правильность уровня хладагента в системе.
|
|
Систему следует включать по крайней мере раз в месяц на время около 10 минут, особенно это относится к холодному времени года, когда прямая необходимость в кондиционировании салона отсутствует. Длительное неиспользование ведет к отвердеванию и постепенному выходу из строя уплотнительных прокладок системы.
Выявить утечки в системе легче всего после прогревания и подъема давления в ней путем пятиминутного включения системы в режим кондиционирования салона при работающем двигателе. Затем выключите двигатель и тщательно осмотрите все шланги системы и их штуцерные соединения. Присутствие масляных следов обычно говорит о наличии утечек хладагента.
Ввиду сложности конструкции системы и необходимости применения специального оборудования для ее обслуживания, глубокой диагностики и ремонта, описание перечисленных процедур в данное Руководство не включено. Однако, простейшие проверки и описания процедур замены некоторых компонентов собраны в данной Главе и предлагаются вниманию читателей.
Если система кондиционирования не функционирует вообще, проверьте состояние ее предохранителей в монтажном блоке и реле кондиционера, которое расположено в коробке реле в двигательном отсеке.
|
Реле системы кондиционирования воздуха является центральным (стрелка) в коробке реле в двигательном отсеке.
|
Чаще всего снижение эффективности функционирования системы оказывается связанным с падением уровня заряженного в нее хладагента. При заметном снижении эффективности работы системы одна из предлагаемых ниже проверок поможет быстро выявить падение уровня хладагента.
Проверка уровня хладагента
|
- Прогрейте двигатель до нормальной рабочей температуры.
- Переведите рычаг выбора температурного режима функционирования кондиционера на максимальный холод, затем включите на максимум вентилятор отопителя. Откройте двери (во избежание автоматического отключения системы по мере остывания воздуха в салоне).
- После включения компрессора - муфта его сцепления издаст хорошо слышимый щелчок, а ее центральная часть начнет вращаться - ощупайте одной рукой впускную трубку испарителя между трубкой калиброванного жиклера и испарителем, одновременно прижимая вторую руку к металлической секции шланга между испарителем и аккумулятором (накопителем) (см. Разделы
Снятие и установка теплообменника отопителя и
Снятие и установка трубки калиброванного жиклера).
- Трубка, идущая от калиброванного жиклера к испарителю должна на ощупь быть холодной, а выходной шланг - еще немного (на 2 – 6° С) холоднее. Если выход оказывается теплее входа, уровень хладагента в системе недостаточен (система недозаряжена). Первым из признаков недостаточной зарядки системы является состояние выходящего из рукавов в салоне автомобиля воздуха. Если воздух не холодный, как это должно быть, система нуждается в зарядке. Более подробная диагностика состояния системы требует применения специального оборудования и лежит вне пределов квалификации среднестатистического механика-любителя.
- Если впускная трубка покрыта инеем, на ощупь холоднее поверхности аккумулятора, система также нуждается в подзарядке.
|
|
Дозаправка системы хладагентом
Приобретите в магазине автомобильных аксессуаров специальный набор для зарядки системы кондиционирования воздуха. В набор входят канистра с хладагентом (рефрижераторным маслом) объемом 12 унций (340 г), вентильный клапан (краник) и короткий шланг, подсоединяемый между вентилем и рабочим клапаном в низконапорной части системы. Так как одной канистры хладагента может оказаться недостаточно для окончательной зарядки системы, имеет смысл заранее приобрести пару запасных. Удостоверьтесь, что в одной из канистр содержится рефрижераторное масло красного цвета. В случае возникновения утечек в системе красноватый оттенок хладагента поможет выявить их источник.
|
Ни в коем случае не доливайте в систему более двух канистр хладагента.
|
|
Базовый зарядный комплект для систем типа 134а можно всегда приобрести в магазинах автомобильных аксессуаров - на упаковке обязательно должен иметься индекс 134 а (не R-12), также должна прилагаться канистра с 340 г (12 унций) рефрижераторного масла.
|
|
- Следуя прилагаемым к набору инструкциям, соберите зарядный комплект.
|
НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не пытайтесь подсоединить шланг зарядного комплекта к высоконапорной стороне системы! Следует заметить, что конструкция штуцера и не позволяет сделать это.
|
- Отдайте маховик вентильного клапана (краника) зарядного набора и подсоедините набор к канистре с хладагентом. Проследите за тем, чтобы в резьбовую часть штуцера было установлено уплотнительное кольцо.
|
При работе с канистрой, в которой хладагент находится под давлением надевайте защитные очки.
|
- Снимите пыльник с зарядного штуцера низконапорной части системы (непосредственно над расширительным бачком системы охлаждения)
|
- Добавьте хладагент в низконапорный штуцер системы кондиционирования воздуха.
|
- Прогрейте двигатель и включите кондиционер воздуха. Старайтесь не допустить контакта шланга из зарядного набора с лопастями вентилятора системы охлаждения и другими движущимися компонентами в двигательном отсеке. Зарядка системы требует вращения ее компрессора. Если муфта сцепления компрессора периодически отключается, рассоедините электрический разъем циклического выключателя на аккумуляторе (накопителе) и подсоедините провод-перемычку. Это заставит компрессор работать в непрерывном режиме.
|
- Снимите циклический выключатель с блока аккумулятора и подключите его разъем напрямую к батарее при помощи провода из набора для запуска двигателя от вспомогательного источника – это позволит избежать периодического отключения компрессора.
|
- Поверните рукоятку клапана набора таким образом, чтобы его стержень проткнул перепонку горловины канистры, затем верните рукоятку в исходное положения, вынув стержень из отверстия и обеспечив проход через последнее хладагента. При этом должно послышаться шипение проходящего газа. Добавляйте хладагент в низконапорную часть системы маленькими порциями до тех пор, пока не сравняются температуры поверхностей аккумулятора и впускной трубки испарителя. Перед каждой следующей подачей оставляйте время на стабилизацию системы.
- При наличии точного термометра можно ввести его в центральный рукав кондиционера в салоне автомобиля и постоянно отслеживать температуру выходящего воздуха. Исправно функционирующая правильно заряженная система кондиционирования должна остужать воздух до температуры приблизительно 4,5° С. Если температура окружающей среды (наружного воздуха) очень высока, например около 44° С, температура выходящего из рукава воздуха может доходить до 15,7° С. Нормальным является остужение наружного воздуха на 17 - 28° С.
- После опустошения канистры поверните краник в закрытое положение и отсоедините шланг от низконапорного штуцера системы. Установите на место пыльник штуцера.
- Отсоедините набор от канистры и храните до следующей заправки системы. Протыкающий стержень клапана должен быть втянут во избежание неожиданного протыкания перемычки горловины новой канистры при очередной сборке набора.
|
|
|