|
|
5.18. Проверка состояния шатунно-поршневых сборок Перед проверкой их состояния шатунно-поршневые сборки должны быть тщательно очищены, а с поршней сняты старые кольца.
|
При сборке двигателя замена поршневых колец производится в обязательном порядке.
|
|
- При помощи специального инструмента осторожно снимите кольца с поршней. Старайтесь не повредить в процессе выполнения этой процедуры поверхности поршней.
- Соскоблите следы нагара с дна поршня. После удаления основного слоя нагара скребком, оставшиеся следы могут быть сняты при помощи ручной проволочной щетки или тонкой наждачной бумаги. Ни в коем случае не применяйте для этой цели проволочные насадки на электродрель. Поршни изготовлены из мягкого материала и их поверхность легко может быть повреждена.
- При помощи специального инструмента для прочистки канавок под установку поршневых колец удалите из них следы угольных отложений. В случае отсутствия в наличии специального инструмента для этой цели отлично подойдет обломок старого поршневого кольца. При этом соблюдайте осторожность - не соскоблите материал поршня и не повредите стенки канавок. Также берегите пальцы - кольцо имеет очень острые края.
|
- Канавки под установку поршневых колец могут быть прочищены при помощи специального инструмента, как показано на данном снимке,..
|
|
...или при помощи обломка старого поршневого кольца - берегите пальцы.
|
- После удаления отложений промойте шатунно-поршневые сборки растворителем и просушите их сжатым воздухом (если имеется доступ к его источнику). Удостоверьтесь в проходимости и чистоте масловозвратных отверстий в задних стенках канавок под поршневые кольца.
- Если поршни и зеркала цилиндров не имеют серьезных повреждений и изношены в допустимых пределах, а блок двигателя не отдавался в проточку, необходимость в замене поршней отсутствует. Нормальный износ поршней проявляется в виде равномерного вытирания его упорных поверхностей в вертикальном направлении и легкой слабины посадки в своей канавке верхнего поршневого кольца. Однако замена поршневых колец на восстановленном двигателе должна производиться в обязательном порядке.
- Тщательно проверьте каждый поршень на наличие трещин в юбке, в бобышках под поршневые пальцы и в районе установки колец.
- Удостоверьтесь в отсутствии царапин и задиров на упорных поверхностях юбок, отверстий в днищах поршней и прогаров их краев. Наличие такого рода дефектов на юбках поршней говорит о перегреве двигателя, который возможно имел место в ходе эксплуатации автомобиля и/или неправильном сгорании смеси, вызывавшем чрезмерное повышение температуры. Такие поршни подлежат замене. Следует тщательно проверить состояние компонентов систем смазки и охлаждения. Отверстия в днищах поршней могут являться свидетельством неправильного поджига смеси (слишком раннее зажигание). Прогары краев днищ поршней обычно говорят об имевшей место детонации смеси. В случае обнаружения любого из перечисленных дефектов причины их возникновения должны быть устранены во избежание рецидивов при эксплуатации восстановленного двигателя. В число причин могут входить утечки всасываемого воздуха, плохое качество горючей смеси, нарушение установки угла опережения зажигания и отказ системы рециркуляции отработавших газов (EGR).
- Коррозия поршней, если она проявляется в виде мелких каверн, говорит о попадании охладителя в камеры сгорания и/или картер двигателя. Причина опять таки должна быть устранена во избежание рецидива.
- Измерьте боковой зазор поршневых колец, поочередно вкладывая кольца в свои канавки вместе с лезвием(ями) щупа. Измерения производите в нескольких точках по периметру поршня и следите за соответствием кольца проверяемой канавке.
|
- Измерьте боковой зазор поршневых колец в нескольких точках периметра поршня при помощи щупа лезвийного типа.
|
- Определите зазор между поршнями и стенками цилиндров путем измерения сначала диаметров цилиндров (Раздел
Проверка состояния блока двигателя), а затем диаметров поршней. Удостоверьтесь в соответствии поршней по размеру своим цилиндрам. Диаметр поршня измеряйте по юбке в направлениях перпендикулярном и параллельном оси поршневого пальца. Вычтите диаметры поршней из диаметров соответствующих цилиндров для определения величины зазоров (люфтов). Если результаты вычислений превышают допустимые по
Спецификациям значения, блок должен быть отдан в проточку, а поршни и поршневые кольца заменены на соответствующие ремонтного размера.
|
- Измерьте диаметр поршня под углом 90° к поршневому пальцу и параллельно ему.
|
- Проверьте слабину посадки поршня на шатуне, попытавшись повращать их друг относительно друга в противоположных направлениях. Любой заметный люфт говорит о чрезмерном износе и требует исправления ситуации. Все работы, связанные с заменой поршней и шатунов и установкой новых поршневых пальцев являются прерогативой специалистов мастерской автосервиса.
- Если требуется произвести снятие поршней с шатунов по любой причине, эту работу должен производить специалист станции техобслуживания. Параллельно там же будет произведена проверка шатунов на наличие признаков изгиба и скручивания при помощи специального оборудования.
|
Если не требуется произведение замены поршней или шатунов, отсоединять их друг от друга не следует.
|
- Проверьте шатуны на наличие трещин и прочих повреждений. Временно снимите крышки нижних головок (шатунных подшипников), извлеките вкладыши, протрите подшипниковые поверхности в крышках и шатунах и проверьте их на наличие заусениц, задиров и царапин. После осмотра шатунов установите на место старые вкладыши, наденьте крышки подшипников и затяните крепежные гайки от руки.
|
Если восстановление двигателя производится по причине стука шатунов, не забудьте заменить их.
|
|
|
|
|