|
|
5.10. Чистка и проверка состояния головки цилиндров Чистка
|
- Тщательно очистите головку(и) цилиндров и компоненты клапанного механизма, затем произведите проверку ее (их) состояния, что позволит определить объем необходимых восстановительных работ по клапанному механизму в ходе выполнения капитального ремонта двигателя.
|
Следует иметь ввиду, что если в ходе эксплуатации автомобиля имели место сильные перегревы двигателя, то головка цилиндров возможно окажется деформирована (нарушена плоскостность ее сопрягаемой поверхности).
|
- Соскоблите все следы материала старой прокладки и герметика с сопрягаемых поверхностей головки, впускного трубопровода и выпускного коллектора. Старайтесь не повредить при этом головку. Выпускаются специальные растворители, применение которых позволяет размягчить материал прокладки - спрашивайте в магазинах автомобильных аксессуаров.
- Удалите из охладительных каналов все следы накипи.
- Мелкие отверстия прочистите при помощи специальной жесткой щетки - ершика.
- Все резьбовые отверстия прогоните метчиком соответствующего размера, удалив следы коррозии и герметика и восстановив поврежденные витки. При наличии доступа к источнику сжатого воздуха продуйте отверстия, удалив из низ стружку и мелкий мусор.
|
При пользовании сжатым воздухом обязательно надевайте защитные очки!
|
- Жесткой щеткой прочистите резьбы опорных болтов коромысел.
- Промойте головку растворителем и тщательно просушите ее. Применение сжатого воздуха позволит существенно сократить процесс просушки головки и даст гарантию качественной прочистки всех каналов, отверстий и труднодоступных полостей.
|
Полезным при чистке головки и компонентов клапанного механизма окажется применение декарбонизирующих составов. Помните, что такие составы обычно весьма агрессивны и пользоваться ими следует с особой осторожностью. Старайтесь строго придерживаться инструкций изготовителей, прилагаемых на упаковке.
|
- Промойте коромысла, их опорные болты, или сферические опоры, крепежные гайки или болты и штанги толкателей в растворителе, затем тщательно просушите их (помните о необходимости установки всех компонентов при сборке именно на свои прежние места - старайтесь не перепутать детали в ходе чистки). Применение сжатого воздуха поможет сократить процесс сушки компонентов и обеспечит тщательность продувки отверстий и каналов.
- Промойте в растворителе все клапанные пружины, их седла, сухари, тарелки (или поворотные опоры), затем тщательно просушите их. Производите чистку компонентов каждого из клапанов поочередно с целью обеспечения гарантии возможности установки их при сборке на свои прежние места.
- Соскоблите наиболее толстые слои отложений с поверхностей тарелок клапанов, затем начисто зачистите клапаны (и тарелки и стержни) при помощи проволочной насадки на электродрель. Вновь следите за тем, чтобы не перепутать компоненты.
|
|
Проверка состояния
|
Перед тем как прийти к заключению о необходимости проведения механической обработки компонентов следует выполнить все из перечисленных проверок. Составьте список компонентов, требующих особо внимательного отношения.
|
Головка цилиндров
|
- Тщательно проверьте головку на наличие трещин, следов утечек охладителя и прочих повреждений. В случае обнаружения трещин головку следует заменить (в случае невозможности ее реставрации - проконсультируйтесь в мастерской автосервиса).
- При помощи измерителя плоскостности (ребро стальной линейки) и щупа лезвийного типа оцените степень деформации сопрягаемой поверхности головки. Если неплоскостность превышает допустимое по
Спецификациям значение, головку следует отдать в проточку в мастерскую автосервиса.
|
Если производится механическая обработка головок цилиндров двигателя V8, следует также подвергнуть обработке и фланцы впускного трубопровода.
|
|
- Проверьте сопрягаемую поверхность головки цилиндров на нарушение плоскостности, заправляя для этого лезвие щупа требуемой толщины под ребро приложенной к поверхности стальной линейки (измерителя плоскостности) (толщину щупа, соответствующую максимальному допустимому значению неплоскостности можно определить по
Спецификациям).
|
- Тщательно обследуйте седла клапанов в каждой из камер сгорания. В случае выявления на них каверн, трещин или прогаров, головка требует проведения обслуживания клапанов, выполнение которого лежит вне пределов квалификации среднестатистического механика-любителя.
- Определите зазор между стержнями клапанов и стенками направляющих втулок, измерив для этого величину поперечного люфта стержня клапана при помощи закрепленного на головке циферблатного измерителя плунжерного типа. Клапан должен находиться в направляющей втулке и на расстоянии приблизительно 1,6 мм от своего седла. Измеренное значение величины люфта для определения зазора должно быть поделено на два. Если после выполнения измерений остаются какие-либо сомнения в правильности оценки состояния направляющих втулок клапанов, они должны быть доставлены для более точной проверки в мастерскую автосервиса (стоимость такой проверки должна быть незначительной). Если зазор чрезмерен, направляющие втулки подлежат замене.
|
- Для определения величины зазора между стержнем клапана и стенками направляющей втулки может быть использован циферблатный измеритель плунжерного типа (определяйте величину люфта стержня в указанных стрелками направлениях).
|
|
|
Клапаны
|
- Тщательно проверьте рабочую поверхность тарелки каждого из клапанов на наличие признаков неравномерного износа, деформаций, трещин, каверн и прогаров. Проверьте стержни клапанов на наличие задиров, заусениц и протертых участков, шейки стержней проверьте на наличие трещин. Повращав клапан, удостоверьтесь в отсутствии признаков изгиба стержня. Проверьте торец стержня на наличие каверн и признаков чрезмерного износа. Наличие любого из перечисленных дефектов говорит о необходимости проведения обслуживания клапанного механизма в мастерской автосервиса.
Проверьте каждый из клапанов на наличие признаков износа и повреждений в указанных точках
|
1 — Торец стержня
2 — Канавка под установку сухарей разрезного замка
3 — Стержень (наименее подверженная износу часть)
4 — Стержень (наиболее подверженные износу части)
5 — Рабочая поверхность тарелки клапана
6 — Цилиндрическая часть (поясок) образующей поверхности тарелки клапана
|
- Измерьте ширину (высоту) цилиндрической части (пояска) образующей поверхности тарелки клапана. Если ширина пояска какого-либо из клапанов лежит ниже допустимого по
Спецификациям предела, клапан подлежит замене в обязательном порядке.
|
- Ширина цилиндрической части (пояска) тарелки каждого из клапанов должна удовлетворять требованиям
Спецификаций (если поясок отсутствует, клапан дальнейшему использованию подлежать не может).
|
|
|
Компоненты клапанов
|
- Проверьте торцы клапанных пружин на наличие каверн и признаков износа. Измерьте свободную длину пружин и сравните результаты измерений с требованиями
Спецификаций к данной Главе. Если какая-либо из пружин оказывается короче допустимого значения, то она считается «просевшей» и дальнейшему использованию не подлежит. Для того, чтобы признать пружины годными для установки на восстановленный двигатель необходимо произвести проверку усилия их сжатия (в мастерской автосервиса при помощи специального оборудования).
|
- Измерьте свободную длину каждой из клапанных пружин при помощи нониусного или циферблатного штангенциркуля.
|
- Установите каждую из пружин на плоскую поверхность и проверьте качество ее торцовки. Все деформированные или «просевшие» пружины подлежат замене в обязательном порядке. Установка пружин с нарушенной торцовкой ведет к ускоренному износу направляющих втулок.
|
- Проверьте торцовку всех клапанных пружин.
|
- Проверьте тарелки пружин (или поворотные опоры) и сухари на наличие трещин и признаков износа. Все компоненты, находящиеся в сомнительном состоянии должны быть заменены новыми во избежание развития дефектов в ходе эксплуатации восстановленного двигателя.
|
|
Компоненты коромысел
|
- Проверьте рабочие поверхности коромысел (области соприкосновения с торцами штанг толкателей и стержней клапанов) на наличие каверн, потертостей, задиров, шероховатостей и признаков износа. Также осмотрите контактные поверхности коромысел и их сферических опор. Проверьте каждое их коромысел с болтом и гайкой его крепления на наличие трещин.
- Проверьте торцы штанг толкателей на наличие протертостей и следов чрезмерного износа. Покатайте толкатели по плоской поверхности (крупному осколку оконного стекла) для выявления их изгиба.
- Проверьте болтовые отверстия по крепление коромысел в головках цилиндров на наличие повреждения витков резьбы.
- Все поврежденные или чрезмерно изношенные компоненты подлежат замене.
- Если в процессе осмотра выявлены плохое общее состояние клапанного механизма и износ его компонентов свыше допустимых пределов, что является нормальным явлением в требующем капитального ремонта двигателе, установите компоненты клапанного механизма обратно в головку и ознакомьтесь с рекомендациями по проведению обслуживания клапанов (Раздел
Обслуживание клапанов).
|
|
|
|