4.30. Установка шатунно-поршневых сборок и проверка величины рабочих зазоров в шатунных подшипниках коленчатого вала
|
- Перед установкой шатунно-поршневых сборок стенки цилиндров должны
быть тщательно протерты, с их верхних краев полностью удалены
следы ступенчатого износа и снята фаска. Подразумевается, что
коленчатый вал уже установлен на свое штатное место в блоке.
- Снимите крышку нижней головки шатуна поршня первого цилиндра
(удостоверьтесь в наличии фабричных или нанесенных в процессе
демонтажа меток). Извлеките из головки шатуна и ее крышки вкладыши
старого подшипника и тщательно протрите их постели чистой неворсящейся
ветошью.
|
|
Проверка рабочего зазора шатунного подшипника
|
Старайтесь не прикасаться
к поверхностям новых вкладышей голыми руками во избежание нежелательного
контакта подшипников со всегда присутствующими на пальцах следами масла
и химически агрессивных веществ.
|
|
- Протрите спинку нового верхнего вкладыша и уложите его в постель
подшипника в головке шатуна. Проследите, чтобы направляющий язычок
вкладыша попал в ответную канавку в шатуне. Ни в коем случае не
застукивайте вкладыш в постель молотком. Ничем не смазывайте подшипник
на данном этапе.
- Протрите спинку второго вкладыша и уложите его в крышку нижней
головки шатуна. Вновь проследите, чтобы язычок попал в ответный
паз. Не применяйте никакой смазки — чрезвычайно важно, чтобы сопрягаемые
поверхности подшипника и шатуна оставались абсолютно чистыми и
сухими.
|
- Расположите поршневые кольца замками, как показано.
|
|
|
Ни В КОЕМ СЛУЧАЕ
не располагайте замки колец соосно поршневому пальцу, либо
перпендикулярно его оси!
|
|
- Смажьте поршень и поршневые кольца чистым двигательным маслом.
- Наденьте на поршень оправку инструмента для обжимания колец.
Оставьте юбку поршня выступающей из оправки инструмента приблизительно
на 6.4 мм для свободной заправки ее в цилиндр. Кольца должны быть
обжаты заподлицо с образующей поверхностью поршня.
- Проверните коленчатый вал таким образом, чтобы шейка первого
кривошипа оказалась в положении НМТ. Смажьте двигательным маслом
зеркало первого цилиндра.
|
- Развернув сборку передней меткой в виде углубления или стрелки
на днище поршня вперед по двигателю, аккуратно проденьте шатун
в первый цилиндр блока. Заправьте в цилиндр юбку поршня, плотно
прижав к поверхности блока нижний край оправки инструмента для
обжимания колец.
|
|
- Обстучите верхний край оправки для гарантии плотности прижимания
ее к блоку по всему периметру нижнего края.
|
- Аккуратно постукивая по днищу поршня деревянной рукояткой молотка,
введите поршень внутрь цилиндра, одновременно направляя нижнюю
головку шатуна на шейку соответствующего кривошипа коленчатого
вала. Поршневые кольца могут неожиданно выскочить из-под оправки
инструмента, поэтому постоянно следите за плотностью прижимания
к ее блоку. Действуйте не торопясь, при возникновении малейшего
сопротивления немедленно прекратите застукивание поршня. Выясните
причину заклинивания и устраните ее. Ни в коем случае не предпринимайте
попыток протолкнуть поршень в цилиндр силой, — это может привести
к его механическому повреждению или разрушению поршневых колец.
|
|
- После введения шатунно-поршневой сборки в двигатель, перед окончательной
установкой крышки нижней головки шатуна, следует проверить рабочий
зазор шатунного подшипника коленчатого вала.
|
- Отрежьте кусок калиброванной пластмассовой проволоки из измерительного
набора Plastigage, длиной чуть короче ширины вкладыша шатунного
подшипника, и уложите его вдоль первой шатунной шейки коленчатого
вала, параллельно оси последней.
|
|
- Протрите поверхность подшипника в крышке нижней головки шатуна
и установите крышку на шатун. Проследите, чтобы метка на крышке
оказалась повернута в ту же сторону, что и метка на шатуне.
- Верните болты крепления крышки и в три этапа затяните их с
требуемым усилием.
|
Во избежание
заклинивания ключа, воспользуйтесь тонкостенной торцевой головкой.
При возникновении признаков заклинивания ключа между головкой
болта и шатуном, слегка приподнимите головку и продолжайте
затягивание. Не допускайте проворачивания коленчатого вала
в процессе выполнения всей процедуры.
|
- Выверните болты и осторожно снимите крышку с шатуна. Постарайтесь
не повредить расплющенный отрезок калиброванной проволоки.
|
- По ширине расплющенной проволоки, измеренной по шкале, отпечатанной
на упаковке к набору Plastigage, определите величину рабочего
зазора в подшипнике. Сравните результат измерения с требованиями
Спецификаций.
|
|
- Альтернативно рабочие зазоры в шатунных подшипниках могут быть
определены методом вычисления путем проведения замеров диаметров
шатунных шеек вал и внутренних диаметров подшипников (вкладыши
уложены в постели, сборка крышек установлена, вал — нет).
|
A.
B.
|
- Если величина зазора выходит за пределы допустимого диапазона,
прежде чем подыскивать вкладыши другого типоразмера, проверьте,
не попала ли под спинки вложенных в постели в шатуне и крышке
вкладышей грязь/ масло. Еще раз измерьте диаметр шейки вала. Расплющивание
проволоки с одного конца больше чем с другого говорит о наличии
конусности шейки.
|
|
Окончательная установка шатунно-поршневой сборки
|
- Осторожно соскоблите ногтем или краем старой кредитной карточки
все следы калиброванной проволоки с поверхности шейки и/или подшипника.
- Удостоверьтесь в абсолютности чистоты обеих подшипниковых поверхностей,
затем равномерно смажьте их тонким слоем молибденсодержащей сборочной
двигательной смазки. Для обеспечения доступа к поверхности верхнего
вкладыша придется немного протолкнуть поршень в цилиндр, — не
забудьте надеть на болты крышки шатуна защитные шланги во избежание
повреждения поверхности шейки вала. Постарайтесь не допустить
выскакивания из цилиндра поршневых колец.
- Верните шатун на место, осторожно надев его нижней головкой
на шейку своего кривошипа, снимите с болтов защитные шланги, установите
крышку, и в три этапа затяните крепежные гайки с требуемым усилием.
|
|
Проследите
за правильностью совмещения меток на крышке шатуна и его нижней
головке.
|
|
|
- Повторите всю процедуру для оставшихся шатунно-поршневых сборок.
- Не упускайте из виду следующие важные моменты:
- Следите за тем, чтобы на спинки вкладышей и их постели
в шатунах и крышках не попала грязь;
- Следите, чтобы каждая сборка устанавливалась именно в свой
цилиндр (даже в случае установки новых компонентов, так как
зазоры поршневых колец подгонялись к конкретным цилиндрам);
- Поршни должны располагаться меткой/ стрелкой на своем днище
вперед по двигателю (в сторону привода ГРМ);
- Не забывайте перед установкой сборок смазывать двигательным
маслом зеркала цилиндров;
- Не забывайте смазывать подшипники (после проверки рабочих
зазоров в последних)перед окончательной установкой крышек.
- Закончив установку шатунно-поршневых сборок, проверьте свободу
вращения коленчатого вала, провернув его несколько раз вручную.
- В заключение необходимо еще раз проверить осевой люфт коленчатого
вала (см.
Установка коленчатого вала и проверка
рабочих зазоров коренных подшипников).
- Сравните результаты измерения осевого люфта с требованиями
Спецификаций. Если люфт находился в норме
перед разборкой двигателя и использованы старые шатунно-поршневые
сборки, никаких сюрпризов быть не должно. В случае выхода величины
люфта за допустимые пределы после замены шатунов, последние необходимо
снять с двигателя и отдать в мастерскую автосервиса для соответствующей
механической обработки.
|
|
|