4.19. Снятие шатунно-поршневых сборок
|
Прежде чем приступать
к извлечению из двигателя шатунно-поршневых сборок, необходимо снять головку(и)
цилиндров, поддон картера и масляный насос с маслозаборной трубкой.
|
|
- При помощи специального зенкера полностью удалите следы ступенчатого
износа с верхней части цилиндров — действуйте в соответствии с
приложенными к зенкеру инструкциями изготовителя. Ступенька образуется
на границе хода поршня, приблизительно в 6.4 мм под верхним срезом
цилиндра за счет механической выработки металла и нагарообразования,
определить ее наличие можно на ощупь ногтем пальца. Попытки извлечения
шатунно-поршневых групп без удаления ступенчатой выработки чреваты
повреждением поршней.
|
|
- Закончив подготовку цилиндров, переверните двигатель вверх дном
таким образом, чтобы коленчатый вал оказался сверху.
- Прежде чем снимать шатуны с коленчатого вала, оцените величину
их осевого люфта на шейках последнего. Плотно введите лезвие(я)
измерительного щупа в зазор между боковой стенкой нижней головки
шатуна и щекой кривошипа, полностью выбрав люфт шатуна на шейке
вала. Суммарная толщина подобранных лезвий щупа и будет равняться
величине осевого люфта шатуна. Сравните результат проведенного
измерения с требованиями
Спецификаций. Если
величина осевого люфта превышает предельное допустимое значение,
данный шатун подлежит замене. Осевой люфт нового шатуна, либо
старого на новом валу, может оказаться меньше нижнего допустимого
предела, в этом случае шатун можно проточить — проконсультируйтесь
со специалистами автосервиса. Поочередно проверьте все оставшиеся
шатуны.
- Снимите сборку крышек коренных подшипников (см.
Снятие
коленчатого вала).
|
- Удостоверьтесь в наличии на нижних головках шатунов и их крышках
идентификационных меток принадлежности к своему цилиндру — не
перепутайте номер шатуна с маркировкой размера шатунного подшипника
(см.
Проверка состояния компонентов шатунно-поршневой
группы). В несколько приемов (по 1/2 оборота за подход) ослабьте
гайки крепления крышек нижних головок шатунов настолько, чтобы
появилась возможность отворачивания их вручную. Снимите крышку
первого шатуна вместе с помещенным в нее вкладышем подшипника
— постарайтесь не выронить последний.
|
A.
B.
|
- Извлеките из нижней головки шатуна вкладыш, затем, уперев деревянную
рукоятку молотка в постель подшипника в нижней головке, вытолкните
шатунно-поршневую сборку через верх цилиндра через верх блока.
При возникновении сопротивления немедленно прекратите извлечение
сборки и проверьте полноту удаления ступенчатого износа в верхней
части цилиндра.
- В аналогичной манере извлеките из двигателя оставшиеся шатунно-поршневые
сборки.
|
Установка
подлежащего извлечению шатуна соосно своему цилиндру производится
путем соответствующего проворачивания коленчатого вала, —
к извлечению приступайте только после того, как шатун будет
расположен строго параллельно оси цилиндра!
|
- Во избежание случайного механического повреждения подшипников
и потери компонентов, установите на место вкладыши и закрепите
крышки подшипников на нижних головок своих шатунов, от руки затянув
гайки.
|
|
|