4.29. Установка коленчатого вала и проверка рабочих зазоров коренных подшипников Установка коленчатого вала является первым шагом собственно сборки двигателя.
Подразумевается, что на данном этапе коленчатый вал и блок двигателя уже должным
образом вычищены, проверены и восстановлены.
|
- Переверните двигатель вверх дном.
- Отдайте крепежные болты и снимите сборку крышек коренных подшипников.
- Если еще не проделали этого, извлеките из своих постелей в
блоке и крышках старые вкладыши коренных подшипников. Протрите
постели чистой неворсящейся ветошью — они должны быть безукоризненно
чистыми.
|
|
Проверка рабочих зазоров коренных подшипников
|
Старайтесь не прикасаться
к поверхностям новых вкладышей голыми руками во избежание нежелательного
контакта подшипников со всегда присутствующими на пальцах следами масла
и химически агрессивных веществ.
|
|
- Протрите спинки новых вкладышей коренных подшипников и вложите
оборудованные масляной канавкой половинки в свои постели в блоке,
оставшиеся половинки вкладышей вложите в соответствующие крышки
подшипников, — помните, что упорным является подшипник № 4.
Проследите, чтобы язычки вкладышей вошли в ответные посадочные
пазы в постелях блока и крышек. Масляные отверстия в блоке должны
также оказаться правильным образом совмещены с отверстиями во
вкладышах.
|
|
|
Ни в коем случае
делайте попыток застучать неподдающийся установке вкладыш
в свою постель молотком. Ничем не смазывайте подшипники на
данном этапе!
|
- Протрите поверхности подшипников в блоке и коренные шейки коленчатого
вала чистой неворсящейся ветошью. Проверьте проходимость масляных
отверстий вала, в случае необходимости прочистите их. Любые содержащиеся
в маслотоках посторонние частицы в конце концов неизбежно попадают
в подшипники.
- Тщательно протертый коленчатый вал аккуратно уложите в коренные
подшипники блока.
- Прежде чем устанавливать вал окончательно, необходимо проверить
величины рабочих зазоров в его коренных подшипниках.
|
- Нарежьте калиброванную пластмассовую проволоку из измерительного
набора Plastigage отрезками, длиной чуть короче ширины вкладышей,
и уложите по одному кусочку проволоки вдоль каждой из коренных
шеек вала, параллельно их оси.
|
|
- Протрите поверхности вкладышей в крышках и установите сборку
последних на свое штатное место, — постарайтесь не сдвигать уложенные
вдоль шеек вала отрезки калиброванной проволоки. Слегка смажьте
маслом резьбу крепежных болтов и вверните их, зафиксировав крышки.
- Действуя в порядке, обратном порядку отпускания болтов (см. иллюстрацию
Порядок отпускания болтов крепления
сборки крышек коренных подшипников), в несколько
этапов затяните болты крепления сборки крышек с требуемым усилием
(см. Спецификации).
|
Не допускайте
проворачивания вала в процессе затягивания крепежа!
|
- Выверните болты и осторожно снимите сборку крышек коренных подшипников,
— постарайтесь не повредить расплющенную калиброванную проволоку
и не проворачивайте вал. Если какая-либо из крышек не поддается
снятию, аккуратно обстучите ее для освобождения молотком с мягким
бойком.
|
- По ширине расплющенных нитей, измеренной по шкале, нанесенной
на упаковку набора Plastigage, определите величину рабочих зазоров
подшипников. Сравните результаты измерений с требованиями
Спецификаций.
|
|
- Если величина зазора выходит за допустимые пределы, возможно,
были установлены вкладыши не того типоразмера (см.
Проверка
состояния и подбор вкладышей коренных и шатунных подшипников коленчатого
вала). Прежде чем подыскивать новые вкладыши, удостоверьтесь,
что под вложенные на данном этапе не попали грязь или масло. Если
калиброванная проволока расплющена с одного конца больше чем с
другого, это свидетельствует о наличии конусности шейки.
- Осторожно удалите калиброванную проволоку с шеек, соскоблив
все ее следы каким-нибудь не слишком прочным инструментом (например,
краем старой кредитной карточки). В крайнем случае, можно воспользоваться
собственным ногтем, — главное, чтобы на поверхности шеек/ вкладышей
не осталось царапин и задиров.
|
- Альтернативно рабочие зазоры в коренных подшипниках могут быть
определены методом вычисления путем проведения замеров диаметров
коренных шеек вал и внутренних диаметров подшипников (вкладыши
уложены в постели, сборка крышек установлена, вал — нет).
|
A.
B.
|
- Если приведение рабочих зазоров в норму путем подбора вкладышей
стандартного размера не представляется возможным, вал должен соответствующим
образом проточен, а вкладыши заменены ремонтными.
|
|
|
|
Проточка вала
должна производиться с учетом минимальной допустимой величины галтели.
При проточке коленчатого вала глубина галтели L не должна оказаться
менее 0.1 мм.
|
|
Окончательная установка коленчатого вала
|
- Осторожно извлеките коленчатый вал из двигателя. Протрите поверхности
подшипников в блоке и равномерно смажьте их тонким слоем молибденсодержащей
сборочной двигательной смазки. Не забудьте также смазать упорные
шайбы.
|
Старайтесь не
допустить попадания смазки на спинки вкладышей!
|
- Удостоверьтесь в абсолютности чистоты шеек коленчатого вала,
затем смажьте (той же смазкой) контактирующие с сальниками поверхности
цапф и аккуратно уложите вал в блок.
- Протрите и смажьте поверхности вкладышей в блоке и крышках.
- Развернув блок валом вверх, заправьте в него шатунно-поршневые
сборки (см.
Установка шатунно-поршневых сборок
и проверка величины рабочих зазоров в шатунных подшипниках коленчатого
вала).
- Установите на двигатель сборку крышек коренных подшипников.
- Слегка смажьте маслом резьбовую часть и нижние поверхности головок крепежных
болтов, затем вверните последние и затяните их от руки. Действуя
в порядке, обратном порядку отпускания болтов (см. иллюстрацию
Порядок отпускания болтов
крепления сборки крышек коренных подшипников),
в несколько этапов затяните болты крепления сборки крышек с требуемым
усилием (см. Спецификации).
- Несколько раз проверните коленчатый вал вручную, проверяя свободу
его вращения.
- В заключение при помощи щупа лезвийного типа или циферблатного
измерителя плунжерного типа определите величину осевого люфта
вала (см.
Снятие коленчатого вала). Если
упорные поверхности вала не изношены и не повреждены, а подшипники
заменены на новые, осевой люфт не должен выходить за пределы допустимого
диапазона.
- Установите новый задний сальник коленчатого вала и приболтите
к блоку его держатель (см.
Замена заднего сальника
коленчатого вала).
|
|
|