5. Системы охлаждения и отопления Все модели рассматриваемых в настоящем Руководстве автомобилей оборудованы работающей
при избыточном давлении системой охлаждения двигателя с термостатическим управлением
циркуляцией рабочей жидкости.
Схема функционирования системы охлаждения
Водяной насос роторного типа закреплен на блоке двигателя и обеспечивает прокачку
охлаждающей жидкости сквозь охладительный тракт последнего. Поток жидкости омывает
районы расположения каждого из цилиндров в блоке и направляется в заднюю часть
двигателя. Проложенные в литье блока и головки цилиндров охладительные каналы
обеспечивают интенсивное охлаждение впускных и выпускных портов, районов установки
свечей зажигания и направляющих втулок выпускных клапанов.
Воскозаполненный термостат контролирует рабочую температуру двигателя в процессе
его разогрева. В первые минуты после запуска холодного двигателя термостат остается
закрытым, предотвращая тем самым циркуляцию охлаждающей жидкости через радиатор.
Когда температура двигателя достигает нормального рабочего значения, клапан
термостата открывается, подключая к контуру охлаждения радиатор, обеспечивающий
максимальную интенсивность теплоотвода от рабочего тела (охлаждающей жидкости).
Система охлаждения имеет герметичную конструкцию и плотно закрыта крышкой радиатора,
способной выдерживать определенное избыточное давление, что обеспечивает повышение
точки кипения охлаждающей жидкости и, соответственно, эффективности теплоотвода
через радиатор. При превышении внутренним давлением в системе некоторого определенного
значения, подпружиненная тарелка вмонтированного в крышку радиатора предохранительного
клапана приподнимается над своим седлом, обеспечивая перетекание избытка охлаждающей
жидкости по соединительной (переливной) трубке в расширительный бачок. По мере
остывания системы жидкость автоматически возвращается из бачка в радиатор.
Доливание охлаждающей жидкости в систему производится через горловину расширительного
бачка, который одновременно выступает также в роли ресивера, аккумулирующего
в себе вытесняемый из радиатора избыток жидкости.
Ввиду перечисленных особенностей конструкции, такая система охлаждения получила
название замкнутой, так как в ней исключены какие-либо функциональные потери
охлаждающей жидкости.
Система автоматического кондиционирования воздуха
Система автоматического кондиционирования воздуха (климат-контроль) входит в
стандартную комплектацию моделей Infiniti QX4. В контур управления системы входят
информационные датчики, блок управления/ автоматический усилитель и набор исполнительных
устройств.
При получении команд с панели управления системы климат-контроля автоматический
усилитель анализирует данные, вырабатываемые информационными датчиками и посредством
выдачи соответствующих сигналов на исполнительные устройства обеспечивает формирование
запрошенных климатических условий в салоне автомобиля.
Автоматический усилитель выполняет также функцию блока самодиагностики отказов
системы К/В.
|
Выполнение любого восстановительного
ремонта системы кондиционирования должно быть поручено специалистам автосервиса.
|
Подача воздуха в салон производится через воздуховоды лицевого и ножного уровней.
Выбор направления раздачи и физических параметров воздушного потока осуществляется
посредством переключателя панели управления системы (см. Главу
Инструкция
по эксплуатации). Расход воздуха регулируется путем выбора скоростного режима
функционирования вентилятора отопителя. По желанию оператора подаваемый в салон
воздух может подогреваться или остужаться, в зависимости от выбора температурного
режима отопителя/ системы климат-контроля (см. ниже). Существует возможность
активации режима замкнутой циркуляции воздуха. Подробное описание принципов
управления функционированием систем вентиляции/ отопления/ кондиционирования
приведено в Главе
Инструкция по эксплуатации.
Принцип организации подогрева воздуха
Основными компонентами системы отопления салона являются электрический вентилятор
и теплообменник, расположенные в коробчатом кожухе отопителя. Теплообменник
посредством резиновых шлангов соединен с системой охлаждения двигателя. Блок
управления функционированием отопителя/ кондиционера воздуха вмонтирован в панель
приборов автомобиля. Разогретая в двигателе охлаждающая жидкость циркулирует
через теплообменник отопителя, отдавая свое тепло заполняющему кожух воздуху.
При включении отопления салона происходит открывание пластинчатой заслонки,
в результате чего внутренний объем кожуха отопителя соединяется с объемом салона.
При включении вентилятора крыльчатка последнего начинает прогонять подаваемый
в салон воздух через теплообменник, обеспечивая его интенсивный разогрев.
Принцип организации функционирования системы кондиционирования
воздуха
В состав системы входят установленный впереди радиатора конденсатор, расположенный
рядом с теплообменником отопителя испаритель, закрепленный на блоке двигателя
компрессор и ресивер-осушитель, оборудованный редукционным клапаном высокого
давления. Все компоненты соединены между собой рефрижераторными линиями.
Вентилятор прогоняет поступающий в салон воздух сквозь теплообменник испарителя,
работающий в режиме, обратном режиму функционирования радиатора. Прокачиваемый
через теплообменник хладагент, испаряясь, отбирает у воздуха избыток тепла.
Температура внутри салона при этом снижается до требуемого комфортного значения
(по выбору оператора).
Электронная система управления осуществляет контроль функционирования систем
отопления и кондиционирования, обеспечивая возможность поддержания в салоне
заданной температуры (климат-контроль).
Меры предосторожности при обслуживании компонентов системы К/В
Обслуживание системы кондиционирования должно производиться исключительно подготовленным
техническим персоналом, обученным приемам безопасного выполнения процедур, имеющим
навыки работы со специальным оборудованием, с соблюдением правил разрядки системы,
ознакомленному с приемами сбора и порядком хранения автомобильного хладагента.
- Не допускайте попадания хладагента на открытые участки кожи;
- При выполнении процедур обслуживания компонентов системы К/В в обязательном
порядке надевайте защитные очки;
- При попадании хладагента на кожу или в глаза не растирайте пораженное место,
— немедленно промойте холодной водой в течение не менее 15 минут и сразу же
обратитесь к врачу. Ни в коем случае не пытайтесь заниматься самолечением;
- В новом баллоне хладагент находится под давлением. Храните баллон при температуре
не выше 50°С. Примите меры, исключающие риск падения баллона с высоты или
создания иных ситуаций, которые могут привести к его повреждению;
- Работы следует проводить в хорошо проветриваемом помещении. Испарение летучего
хладагента в атмосферу приводит к снижению уровня концентрации кислорода,
что может явиться причиной затруднения дыхания;
- Помните, что в газообразном состоянии хладагент тяжелее воздуха и сравнительно
быстро скапливается в нижних объемах помещения, в частности, под автомобилем;
- При сгорании хладагента образуется ядовитый газ;
- Храните хладагент вдали от открытых источников огня. Не курите. При пользовании
плазменным течеискателем избегайте вдыхания дыма;
- При проведении сварочных работ вблизи компонентов системы К/В старайтесь
не допускать разогрева последних, — перегрев может привести к повышению давления
в системе и воспламенению;
- Не производите чистку конденсатора или испарителя с применением пара, —
используйте только холодную или сжатый воздух.
|