6.2. Система питания - дизельные модели
Общая информация
Сборка термостата/топливного фильтра
|
1 — Термостатический элемент
2 — Вентиль удаления воздуха
|
3 — Топливный фильтр
|
В число компонентов системы питания входят: установленный в задней части
автомобиля топливный бак, топливный фильтр со встроенным влагоотделителем,
топливный насос высокого давления (ТНВД), форсунки впрыска топлива и сопутствующие
элементы. Прежде чем пройти через фильтр, топливо подогревается за счет прогона
охлаждающей жидкости двигателя через основание кожуха термостата/сборки фильтра
(см. иллюстрацию
Сборка термостата/топливного фильтра). Интенсивность подогрева определяется температурой
окружающей среды. Если температура окружающего воздуха составляет менее 15°С,
термостатический элемент поднимается из положения “а”, топливо поступает
через штуцер “с”, проходит через отверстие “d”, подогревается, проходя через
каналы “е” и “b” и подводится к фильтру. При температуре воздуха от 15°С
до 35°С клапан термостата открывается лишь частично, при этом только часть
топлива проходит непосредственно от “с” к “b”. В дополнительную комплектацию
некоторых моделей входит система турбонаддува, компрессор которой оборудован
встроенным охладителем (Intercoоler).
Подача топлива из топливного бака в ТНВД осуществляется при помощи встроенного
в ТНВД лопастного подающего насоса. Перед всасыванием в насос топливо проходит
сквозь фильтр, где происходит очистка его от посторонних включений и частиц
влаги. Избыток топлива идет на смазывание движущихся компонентов насоса,
а затем возвращается назад в бак.
Расположение наружных компонентов ТНВД системы Lucas
|
1 — Рычаг ручного останова двигателя
2 — Винт регулировки оборотов холостого хода
3 — Рычаг дроссельной заслонки
4 — Электромагнитный запорный клапан
5 — Винт регулировки оборотов быстрого холостого хода
|
6 — Механизм электромагнитного корректора момента впрыска
7 — Датчик-выключатель управления функционированием корректора
8 — Штамп с обозначением величины хода поршня статического момента впрыска
|
Расположение наружных компонентов ТНВД системы Bosch
|
1 — Рычаг дроссельной заслонки
2 — Датчик-выключатель положения рычага дроссельной заслонки
3 — Рычаг ручного останова двигателя
4 — 2-ходовой разъем положений рычага дроссельной заслонки
5 — 3-ходовой разъем электрического стоп-сигнала и ALBF
6 — Система ALBF - отключает лампу нагрузки опережения (холодный двигатель)
|
7 — Винт регулировки оборотов предотвращения самопроизвольного останова
двигателя
8 — Винт регулировки оборотов быстрого холостого хода
9 — Винт регулировки оборотов холостого хода
10 — Электромагнитный запорный клапан
11 — Полый винт возврата топлива с калиброванным каналом
|
ТНВД вращается с частотой, равной половине частоты вращения коленчатого вала,
и приводится в действие от газораспределительного ремня. Сжимание топлива до
высокого давления, при котором гарантируется успешное смешивание его со сжатым
воздухом в вихревых камерах, в ТНВД системы Bosch производится при помощи кулачковой
пластины, приводящей в действие единственный поршень. В насосах производства
фирмы Lucas (CAV) два противонаправленных поршня сжимают находящийся между ними
объем за счет роликов, вращающихся в кулачковом кольце. Далее топливо проходит
через центральный ротор с единственным выходным сверлением, совмещенным с портами,
ведущими к трубкам форсунок (см. иллюстрации
Расположение наружных компонентов ТНВД системы Lucas и
Расположение наружных компонентов ТНВД системы Bosch).
Управление дозировкой подаваемого топлива производится центробежным регулятором,
реагирующим на положение педали газа и обороты двигателя. Регулятор соединен
с дозирующим клапаном, который производит корректировку количества впрыскиваемого
топлива на каждом такте поршня насоса. На моделях с турбонаддувом дополнительное
устройство производит увеличение подачи топлива при повышении давления
наддува.
Базовая установка фаз газораспределения производится при монтаже
насоса. Во время работы двигателя механизм вращения кулачковой пластины/кольца
автоматически корректирует параметры с целью достижения максимальной эффективности
отдачи агрегата.
Четыре форсунки осуществляют впрыск однородных струй топлива
в расположенные в головке цилиндров вихревые камеры. Форсунки калибруются
таким образом, чтобы открываться и закрываться при определенных критических
давлениях, что гарантирует максимальную эффективность и равномерность сгорания
смеси. Управляющие иглы форсунок смазываются поступающим топливом, накапливающимся
в пружинных камерах и затем поступающим в возвратный шланг ТНВД по отводным
трубкам.
В зависимости от типа двигателя на автомобили могут устанавливаться
системы впрыска производства фирм Bosch или Lucas. Компоненты системы могут
быть промаркированы надписями “CAV”, “Roto-Diesel” или “Con-Diesel”, в
зависимости от даты выпуска и территориального расположения завода-изготовителя.
За исключением топливного фильтра, все сменные компоненты должны иметь ту
же маркировку, что и снятые с автомобиля.
Эффективность холодного запуска
повышается за счет предварительного подогрева, либо при помощи установленных
в вихревые камеры свечей накаливания. Термочувствительный датчик системы
охлаждения управляет рычагом оборотов быстрого холостого хода на ТНВД,
обеспечивая повышение частоты вращения двигателя на холостом ходу при запуске
холодного двигателя. На моделях с турбонаддувом корректировка опережения
момента впрыска осуществляется при помощи специальной, заполненной охлаждающей
жидкостью капсулы.
|
Запорный электромагнитный клапан (клапан прекращения подачи топлива)
отрезает подачу топлива к ротору ТНВД при выключении зажигания. Помимо
запорного клапана, ТНВД оборудован также рычагом ручного останова двигателя,
предназначенного для использования в аварийных ситуациях.
|
Система турбонаддува позволяет повысить
эффективность отдачи двигателя за счет нагнетания давления во впускном
трубопроводе выше атмосферного. Теперь воздух, вместо того, чтобы просто
всасываться в цилиндры, будет проталкиваться в них под напором. Увеличение
подачи топлива осуществляется ТНВД пропорционально увеличению количества
поступающего воздуха.
Функционирование турбокомпрессора осуществляется за
счет энергии отработавших газов. Газы проходят через специальной формы
кожух (кожух турбины), приводя в действие колесо турбины. Колесо закреплено
на валу, на другом конце которого расположено второе лопаточное колесо, называемое
колесом компрессора. Колесо компрессора вращается в собственном кожухе
и осуществляет сжатие всасываемого воздуха, подаваемого затем во впускной
трубопровод.
По пути от турбокомпрессора к впускному трубопроводу воздух проходит через
специальный встроенный охладитель (Intercoоler), представляющий собой теплообменник,
функционирующий по схеме “воздух-воздух” и установленный вблизи радиатора
системы охлаждения двигателя. Холодный воздух поставляется к теплообменнику
встроенного охладителя создаваемым за счет движения автомобиля встречным
набегающим потоком. Задачей охладителя является отбор излишков тепла, образующихся
при сжимании воздуха в турбокомпрессоре. При этом эффективность отдачи
двигателя дополнительно увеличивается ввиду возрастания плотности охлажденного
воздуха.
Ограничение величины давления наддува (давления во впускном трубопроводе)
ограничивается за счет функционирования специальной сбросовой заслонки,
производящей отвод отработавших газов от колеса турбины при срабатывании
чувствительного к давлению исполнительного устройства. Чувствительный к
давлению датчик-выключатель производит включение контрольной лампы на панели
приборов автомобиля в случае превышения давлением наддува максимального
допустимого уровня.
Смазывание вала турбины осуществляется подаваемым под
напором по специальной трубке двигательным маслом. Система смазки устроена
таким образом, что вал оказывается вывешен на масляной подушке. Далее масло
по возвратной трубке направляется назад в поддон картера двигателя. На
некоторых моделях приняты дополнительные меры безопасности против перегрева
турбины, за счет соединения ее с трактом системы охлаждения двигателя.
При
условии регулярного выполнения процедур текущего обслуживания автомобиля,
оборудование системы питания должно безотказно прослужить достаточно долгое
время. Срок службы собственно ТНВД в нормальных условиях превышает срок
службы двигателя. Главной причиной выхода насоса и форсунок впрыска из
строя обычно является попадание в топливо грязи и влаги.
Спектр процедур
обслуживания ТНВД и форсунок, лежащих в пределах квалификации среднестатистического
механика-любителя, крайне ограничен. Выполнение любых работ, связанных
с необходимостью разборки и регулировки компонентов, и не перечисленных ниже
в данной Главе, должно быть поручено специалистам фирменного сервис-центра
компании Citroёn, либо механикам специализированной станции техобслуживания.
Меры предосторожности
|
При работе с компонентами системы питания
следует соблюдать специальные меры предосторожности. В особой мере сказанное
относится к форсункам впрыска топлива.
|
|
Не запускайте двигатель при отсоединенных
воздуховодах или извлеченном фильтрующем элементе воздухоочистителя.
Попадание в двигатель посторонних частиц способно привести к серьезным
внутренним повреждениям турбокомпрессора.
|
Во избежание повреждений компонентов системы турбонаддува, не начинайте
движение сразу после запуска двигателя, особенно в холодную погоду. Дождитесь
окончательной стабилизации оборотов холостого хода, дав маслу в течение нескольких
секунд проциркулировать сквозь подшипники турбокомпрессора. Глушите двигатель
только после того, как его обороты будут сброшены до холостых, - подгазовка
в момент выключения зажигания заставит колесо турбины вращаться в течение некоторого
времени без смазки.
Соблюдайте график текущего обслуживания автомобиля, во
время производите замену двигательного масла и масляного фильтра. Задержка
со сменой масла или использование недоброкачественного продукта могут привести
к формированию угольных отложений на валу турбины и преждевременному выходу
турбокомпрессора из строя.
|