4.2. Ремонтные процедуры, не требующие извлечения двигателя из автомобиля - дизельные двигатели
Данная часть Главы
Ремонт двигателя
посвящена процедурам
ремонта дизельных двигателей серии XUD, не связанным с извлечением агрегата
из автомобиля (in situ). Если двигатель уже снят и подготовлен к разборке
с целью выполнения общего капитального ремонта (см.
Снятие
и капитальный ремонт двигателя),
все упоминающиеся ниже подготовительные процедуры могут быть опущены.
Несмотря на принципиальную возможность выполнения in situ ремонта таких компонентов,
как шатунно-поршневые сборки, следует помнить, что подобного рода работам
всегда сопутствует множество дополнительных процедур (не говоря о необходимости
проведения чистки компонентов и маслотоков). Ввиду сказанного, такие работы
классифицируются как процедуры общего капитального ремонта двигателя и рассмотрены
в разделе
Снятие и капитальный ремонт двигателя, где
также приводится подробное описание процедур снятия и установки силового агрегата.
Дизельные двигатели серии XUD - общее описание
Отлично зарекомендовавшие себя на протяжении достаточно длительного срока хорошо
известные в мире современные дизельные двигатели серии XUD используются для
комплектации широкого спектра моделей автомобилей марки Citroёn. Агрегаты XUD
относятся к семейству рядных 4-цилиндровых дизельных двигателей с верхним расположением
распределительного вала (OHC) и устанавливаются поперечно в передней части автомобиля.
Сборки трансмиссионная сборка крепится в левой части агрегата.
Зубчатоременная передача используется для привода распределительного вала,
топливного насоса высокого давления (ТНВД) и масляного насоса. Под каждым из
эксцентриковых кулачков распределительного вала установлен индивидуальный толкатель,
через которые осуществляется привод клапанов камер сгорания. Установка клапанных
зазоров осуществляется путем подбора регулировочных шайб, устанавливаемых между
толкателями и торцами стержней клапанов. Распределительный вал вращается в трех
подшипниках, постели которых проточены непосредственно в теле головки цилиндров.
Коленчатый вал посажен в пяти коренных подшипниках скольжения. Контролирующие
осевой люфт вала упорные шайбы устанавливаются с обеих сторон второго коренного
подшипника.
Тщательно подобранные по весу поршни крепятся на верхних головках шатунов посредством
поршневых пальцев с плавающей посадкой. Для фиксации пальцы с обеих сторон оснащены
стопорными кольцами.
Внутренний напор в системе смазки создается масляным насосом, приводимым в
действие от переднего конца коленчатого вала посредством цепной передачи. Все
модели укомплектованы маслоохладителем.
По конструкции оборудованные системой турбонаддува двигатели мало чем отличается
от двигателей с обычным всасыванием воздуха. Применяются лишь усиленные коленчатый
вал и шатунно-поршневая группа. Кроме того, используются специальные маслораспылители,
обеспечивающие подачу масла на нижние поверхности поршней с целью более эффективного
охлаждения последних.
В процессе описания многих из процедур технического обслуживания возникает
необходимость в разделении двигателей не только по их рабочему объему, но также
по идентификационному коду. Трехзначный код двигателя образуется двумя литерами
латинского алфавита и одной цифрой (D9B) и выбивается на шильде, прикрепленной
к передней стенке блока цилиндров.
Перечень процедур, выполнение которых не требует извлечения двигателя
из автомобиля
К числу процедур, не требующих извлечения двигателя из автомобиля, относятся
следующие:
a) Снятие и установка головки цилиндров;
b) Снятие и установка газораспределительного ремня и зубчатых колес;
c) Снятие и установка распределительного вала;
d) Снятие и установка поддона кратера двигателя;
e) Снятие и установка шатунно-поршневых сборок;*
f) Снятие и установка масляного насоса;
g) Замена опор силового агрегата;
h) Снятие, проверка состояния и установка маховика/приводного диска.
* На практике составители настоящего Руководства не рекомендуют выполнять данные
работы in situ ввиду крайней ограниченности рабочего пространства и сложности
поддержания чистоты.
|