4.2.12. Снятие и установка головки цилиндров
|
Прежде чем приступать к выполнению процедуры,
внимательно ознакомьтесь с содержанием настоящего Раздела. Набросайте
для себя схему расположения различных фиксаторов и кронштейнов, а также
маршрутов прокладки шлангов и жгутов электропроводки.
|
Снятие
|
1. Отсоедините отрицательный провод от
батареи.
2. Опорожните систему охлаждения (обратитесь к Главе
Текущее обслуживание).
3. Снимите впускной трубопровод и выпускной коллектор (см.
Система питания - дизельные модели). Альтернативно (в частности
на моделях с турбонаддувом), снимите только впускной трубопровод
(см. там же), затем отдайте гайки крепления выпускного коллектора,
снимите дистанционные втулки, затем, при помощи экстрактора (либо
двух законтренных гаек), извлеките крепежные шпильки из головки
цилиндров теперь выпускной коллектор может быть оставлен на месте
вместе с турбокомпрессором.
4. Позаботьтесь о надежной фиксации выпускного коллектора с турбокомпрессором,
постарайтесь не допустить натягивания маслоподающей трубки последнего.
|
5. Отсоедините от форсунок и снимите шланги
отвода утечек.
|
|
6. Отсоедините топливные трубки от форсунок и ТНВД и снимите их, действуя
в соответствии с указаниями, приведенными в разделе
Системы снижения токсичности и выпуска отработавших газов.
7. Отдайте крепежную гайку и отсоедините провод питания от соответствующей
свечи накала. Снимите шайбы.
|
8. Отсоедините шланг охладительного тракта от левой
задней части головки цилиндров.
|
|
9. Отсоедините малый шланг охладительного тракта от
переднего (со стороны газораспределительного ремня) торца головки.
|
|
10. Высвободите шланг возврата топлива из несущего
кронштейна на головке цилиндров. Сдвиньте шланг в сторону.
|
|
11. Отсоедините трос газа от ТНВД (см. Система питания
- дизельные модели) и сдвиньте его в сторону, отведя от головки.
12. Снимите кожух топливного фильтра/термостата (см. Главу
Системы охлаждения, отопления и вентиляции).
13. Отдайте гайку/выверните шпильку крепления несущего кронштейна
шланга охладительного тракта и подъемного рыма силового агрегата
к головке цилиндров со стороны трансмиссии.
14. Снимите зубчатое колесо распределительного вала (см.
Снятие и установка зубчатых колес ремня привода ГРМ).
15. Снимите натяжитель газораспределительного ремня и кронштейн
правой опоры двигателя (см. Снятие и установка
компонентов правой опоры силового агрегата и натяжителя газораспределительного
ремня).
16. Снимите промежуточный ролик газораспределительного ремня (см.
Снятие и установка промежуточного ролика газораспределительного
ремня).
17. Выверните болт крепления передней пластины двигателя к опорному
кронштейну ТНВД.
18. Отдайте гайку и болт крепления передней пластины и несущего
кронштейна генератора к кронштейну ТНВД. Снимите переднюю пластину.
|
19. В несколько приемов отдайте болты крепления головки
цилиндров, действуя в порядке, обратном указанному на иллюстрации
(для ослабления болтов потребуется ключ типа TORX размером Т55).
|
|
20. Извлеките болты и снимите их вместе с дистанционными
втулками.
|
|
21. Раскачав, поднимите головку, снимая ее с блока
цилиндров и направляющего штифта. Для раскачивания головки воспользуйтесь
фирменными приспособлениями производства компании Citroёn, либо
просто двумя загнутыми под 90° металлическими крюками. Ни в коем случае не пытайтесь подрычажить головку
под сопрягаемая поверхность во избежание нарушения плотности ее
прилегания.
|
|
22. Снимите головку, затем ее уплотнительную прокладку.
|
|
|
Подбор уплотнительной прокладки
|
1. Удостоверьтесь, что газораспределительный
ремень снят с зубчатого колеса ТНВД, затем проверните коленчатый
вал, приведя поршни 1-го и 4-го цилиндров в положения ВМТ. Закрепите
на блоке цилиндров циферблатный измеритель плунжерного типа и обнулите
его по сопрягаемые поверхности блока.
Переведите плунжер на середину днища поршня первого цилиндра и медленно
повращайте коленчатый вал вперед-назад в незначительном диапазоне.
Считайте максимальное из зафиксированных прибором показаний. Запишите
результат измерений.
|
|
2. Действуя в описанном выше порядке,
замерьте величину выступания над сопрягаемой поверхностью блока
4-го цилиндра, затем проверните коленчатый вал еще на пол-оборота
(180°) и замерьте величину выступания поршней 2-го и 3-го цилиндров.
3. При отсутствии под рукой циферблатного измерителя, воспользуйтесь
измерителем плоскостности (поставленная на ребро стальная линейка)
и щупом лезвийного типа, либо колумбусом с нониусной шкалой (помните,
что такой метод гораздо менее надежен).
|
4. Определите максимальное из снятых измерений и воспользуйтесь
им для определения толщины требующейся для установки с головкой
цилиндров новой прокладки (см. приведенную ниже таблицу). По количеству
вырезов или отверстий, пробитых по краю головке на ее осевой линии
можно определить тип и объем двигателя для установки на который
подходит данная прокладка.
|
|
|
Величина выступания поршня, мм
|
Количество вырезов/ отверстий сбоку на краю
прокладки
|
0.54 ÷ 0.65
|
1
|
0.65 ÷ 0.77
|
2
|
0.77 ÷ 0.82
|
3
|
Проверка годности болтов крепления головки цилиндров к дальнейшему
использованию
|
1. Изготовители автомобилей рекомендуют
для проверки годности крепежных болтов к дальнейшему использованию
произвести измерение их длины. Тем не менее, по мнению составителей
настоящего Руководства, разумнее будет заменить все болты вне зависимости
от их состояния. Обратите внимание, что если болт обрезан для фиксации
прокладки, (см. далее "Установка", п.2), при окончательной
установке головки его придется заменить.
|
2. Измерьте длину болтов от основания
их головки до нижнего среза.
С помощью приведенной ниже таблицы определите годность каждого из
болтов к дальнейшему использованию.
|
|
|
|
Ввиду высоких нагрузок, которым подвергаются
данные болты в процессе эксплуатации автомобиля, составители настоящего
Руководства рекомендуют производить их замену в обязательном порядке.
|
Модели без турбонаддува
Длина болта, мм
|
Годность к дальнейшему использованию
|
120.0 ÷ 121.5
|
Годен
|
Свыше 121.5
|
Не годен (заменить вместе с дистанционной втулкой)
|
Модели с турбонаддувом
Длина болта, мм
|
Годность к дальнейшему использованию
|
145.0 ÷ 146.5
|
Годен
|
Свыше 146.5
|
Не годен (заменить вместе с дистанционной втулкой)
|
Установка
|
1. Проверните коленчатый вал по часовой стрелке
(глядя со стороны газораспределительного ремня) таким образом, чтобы
поршни 1-го и 4-го цилиндров прошли положение своих НМТ и начали
подниматься. Остановите вал, кода поршни окажутся на половине своего
хода вверх. Поршни 2-го и 3-го цилиндров, соответственно, остановятся
на половине своего хода вниз.
2. Расположив правильным образом (идентификационными метками в сторону
обращенного к газораспределительному ремню концу двигателя), уложите
подобранную по типу и толщине новую уплотнительную прокладку на
сопрягаемую поверхность блока цилиндров. Проследите, чтобы направляющий
штифт находился на своем месте с обращенной к газораспределительному
ремню стороны сопрягаемой поверхности блока. Так как предусмотрен
лишь один направляющий штифт, прокладка может сместиться в процессе
установки головки, что особенно вероятно, когда работы производятся
на не извлеченном из автомобиля и расположенном наклонно двигателе.
В худшем варианте не исключена возможность повреждения клапанов
или прокладки при ударе первых о последнюю. Во избежание такого
рода неприятностей, спилите головку одного из крепежных болтов и
пропилите в торце последнего шлиц с целью обеспечения вращения его
при помощи отвертки. Вверните болт в одно из резьбовых отверстий
в блоке со стороны маховика и используйте его как второй направляющий
штифт.
3. Опустите головку на блок цилиндров.
4. Смажьте резьбовую часть и нижние поверхности головок крепежных
болтов смазкой Molykote G Rapid Plus, либо любой другой из категории
тугоплавких.
5. Аккуратно заправьте все крепежные болты в свои отверстия в головке
(не забудьте про дистанционные втулки) и от руки затяните их. После
вворачивания трех-четырех болтов, выверните обрезанный направляющий
болт (см. п.2) и замените его новым.
|
|
одели без турбонаддува
|
1. В несколько приемов, в порядке, указанном
на иллюстрации, затяните болты крепления головки цилиндров с усилием
первой стадии.
|
|
2. Действуя в прежнем порядке, затяните
болты с усилием второй стадии, дотяните на угол третей (воспользуйтесь
угломером или нанесите соответствующую шкалу непосредственно на
поверхность головки).
3. Дальнейшая установка производится в порядке, обратном порядку
демонтажа. Обратите внимание на следующие моменты:
a) Проследите за правильностью прокладки и надежностью
фиксации всех проводов и шлангов охладительного и вакуумного трактов;
b) Установку крышки головки цилиндров производите
в соответствии с указаниями, приведенными в разделе
Снятие и установка крышки головки цилиндров;
c) Не забудьте подсоединить впускной трубопровод
и выпускной коллектор (см. Система питания -
дизельные модели);
d) Обязательно заправьте систему охлаждения (обратитесь
к Главе Текущее обслуживание);
e) Подсоедините батарею и удалите воздух из системы
питания (см. Система питания - дизельные модели).
|
|
Модели с турбонаддувом
|
1. В несколько приемов, в порядке, указанном
на иллюстрации, затяните болты крепления головки цилиндров с усилием
первой стадии.
|
|
2. Действуя в прежнем порядке, затяните
болты с усилием второй стадии, затем дотяните на угол третей (воспользуйтесь
угломером или нанесите соответствующую шкалу непосредственно на
поверхность головки).
3. Дальнейшая установка производится в порядке, обратном порядку
демонтажа (см. подраздел "Модели без турбонаддува", п.3).
|
|
|