4.2.11. Проверка и регулировка клапанных зазоров
Пример расчета толщины регулировочной шайбы
|
I — Впускной клапан
Е — Выпускной клапан
1 — Измеренный зазор
2 — Разница между 1 и 3
3 — Номинальный зазор
4 — Толщина оригинальной регулировочной шайбы
5 — Толщина требующейся новой регулировочной шайбы
|
Проверка
Важность правильности установки клапанных зазоров переоценить невозможно ввиду
того влияния, которое она оказывает на эффективность отдачи и срок службы двигателя.
Тем не менее, данная проверка не входит в число процедур текущего обслуживания
автомобиля и должна производиться лишь при возникновении чрезмерного уровня
шумов, издаваемых клапанным механизмом, а также в случае падения развиваемой
двигателем мощности. Проверка проводится на холодном двигателе.
|
1. Взведите стояночный тормоз, затем
поддомкратьте передок автомобиля и установите его на подпорки. Снимите
правое переднее колесо.
2. Работая спереди под автомобилем, отпустите фиксаторы, выверните
крепежные болты и снимите пластмассовую крышку с подзора крыла с
целью обеспечения доступа к болту зубчатого колеса коленчатого вала.
3. Теперь двигатель можно проворачивать за болт шкива коленчатого
вала при помощи подходящего торцевого ключа с воротом.
|
Проворачивать двигатель гораздо
проще при вывернутых форсунках или свечах накаливания.
|
4. Снимите крышку головки цилиндров (см.
Снятие и установка крышки головки цилиндров).
5. На листе бумаги набросайте схему расположения цилиндров, пронумеровав
их в соответствующем порядке (считая первым тот, который расположен
с обращенной к маховику стороны двигателя). Укажите местоположения
каждого из клапанов с приведением требуемого значения величины рабочего
зазора. Над обозначением каждого из клапанов проведите две черты
с целью нанесения на них действительно имеющего место зазора (1)
и величины необходимой корректировки (2) (см. иллюстрацию
Пример
расчета толщины регулировочной шайбы).
6. Проверните коленчатый вал таким образом, чтобы впускной клапан
первого цилиндра оказался полностью закрыт. Соответствующий кулачок
распределительного вала при этом должен развернуться рабочим выступом
от толкателя.
|
7. Щупом лезвийного типа замерьте величину
зазора, имеющего место между основанием кулачка и торцевой поверхностью
толкателя (см. иллюстрацию 11.8 в Части А). Запишите результат измерения
над чертой (1) над обозначением соответствующего клапана на схеме.
|
|
8. Повторите измерение для оставшихся
семи клапанов, последовательно проворачивая коленчатый вал с целью
приведения их в закрытое положение (см. п.6). Нанесите результаты
измерений на схему.
9. Теперь определите разницу между результатом измерения и номинальным
значением рабочего зазора для каждого из клапанов. Результаты вычислений
нанесите на схему над чертой (2) над обозначением соответствующих
клапанов. Так как номинальные значения рабочих зазоров для впускных
и выпускных клапанов различны, постарайтесь не допустить путаницы.
Последовательность расположения клапанов с обеих сторон двигателя
одинакова и имеет следующий порядок:
Впускной - Выпускной - Выпускной - Впускной - Впускной - Выпускной
- Выпускной - Впускной
10. Если все зазоры лежат в пределах допустимых диапазонов, установите
на место крышку головки цилиндров (см. Снятие
и установка крышки головки цилиндров) и пластмассовую крышку
подзора крыла. Установите правое переднее колесо, затем опустите
автомобиль на землю и затяните болты крепления колеса с требуемым
усилием.
11. В случае выявления недопустимых отклонений следует произвести
корректировку клапанных зазоров (см. далее)
|
|
Регулировка
|
1. Снимите распределительный вал (см. Снятие, проверка
состояния и установка распределительного вала и толкателей клапанов).
2. Извлеките из своего гнезда в головке первый толкатель и снимите
с торца стержня клапана регулировочную шайбу. Помните, что шайба
может подлипнуть к толкателю, - постарайтесь не обронить ее в процессе
извлечения последнего. Насухо протрите шайбу, полностью удалив с
нее следы масла, затем микрометром замерьте толщину. Обычно толщина
шайбы наносится на ее поверхность, однако маркировка может не соответствовать
действительности вследствие износа металла.
3. Если измеренный для данного клапана зазор превышает допустимое
значение, следует подобрать шайбу большей толщины на величину, нанесенную
на схему для данного клапана над чертой (2). Если величина зазора,
напротив, чрезмерно мала, толщина шайбы должна быть соответственно
уменьшена.
4. Проведите под обозначением каждого из клапанов на схеме еще три
черты (см. иллюстрацию
Пример
расчета толщины регулировочной шайбы). Над линией
(4) надпишите результат измерения толщины снятой шайбы. Прибавьте
к ней (или вычтите из нее) величину, надписанную над чертой (2)
и запишите результат вычисления над чертой (5).
5. Шайбы выпускаются с толщиной в диапазоне от 2.225 мм до 3.550
мм с шагом в 0.025 мм. Перед установкой новую шайбу следует тщательно
протереть.
6. Повторите процедуру, описанную в пп. 2—4 для оставшихся клапанов.
Постарайтесь не перепутать толкатели.
7. Перед установкой смажьте регулировочные шайбы чистым двигательным
маслом и установите их на торцы стержней соответствующих клапанов
маркировкой вниз. Следом за каждой из шайб устанавливайте толкатель,
который также следует предварительно смазать. После установки толкатель
уже не следует извлекать из головки, так как это может привести
к выпадению шайбы.
8. Закончив установку компонентов, верните на место распределительный
вал (см. Снятие, проверка состояния и установка
распределительного вала и толкателей клапанов). Перед установкой
крышки головки цилиндров еще раз проверьте клапанные зазоры. |
|
|