8.12. Проверка состояния и замена кислородного датчика (l-зонда)
Общая информация
Расположенный в выпускном тракте двигателя l-зонд отслеживает содержание кислорода
в потоке отработавших газов. При контакте молекул О2 с чувствительным
элементом зонда датчик вырабатывает амплитудный сигнал в диапазоне от 0.1 до 0.9
В, в зависимости от концентрации кислорода. Причем, значению 0.1 В соответствует
высокое содержание О2 (обедненная смесь), а значению 0.9 В - низкое
(обогащенная смесь). Верхнепоточный кислородный датчик выдает на РСМ снабжает
модуль управления информацией об остаточном содержании О2 в системе
выпуска отработавших газов. РСМ непрерывно контролирует поступающий с кислородного
датчика сигнал, в случае необходимости выдавая команды на корректировку состава
воздушно-топливной смеси за счет изменения длительности открывания инжекторов
впрыска. Оптимальное соотношение компонентов горючей смеси, гарантирующее минимальный
расход топлива при наиболее эффективном функционировании каталитического преобразователя,
составляет 14.7 частей воздуха на 1 часть топлива, - именно его модуль управления
и старается постоянно поддерживать, ориентируясь на поступающую с l-зонда информацию.
Нижнепоточный l-зонд не оказывает влияние на процесс компоновки модулем управления
воздушно-топливной смеси. По конструкции и принципу функционирования датчик идентичен
верхнепоточному. Путем сравнения уровня содержания кислорода на участках выпускного
тракта выше и ниже каталитического преобразователя РСМ определяет эффективность
функционирования последнего. Замечание: На моделях 1993 и 1994 г.г. вып. используется
лишь один кислородный датчик (верхнепоточный). На моделях с 1995 г. вып. предусмотрено
два верхнепоточных l-зонда (по одному на каждый из рядов цилиндров) и один нижнепоточный.
Следует отметить, что кислородный датчик способен вырабатывать сигнальное напряжение
только будучи прогретым до нормальной рабочей температуры (318°С). Пока датчик
находится в холодном состоянии, РСМ работает в режиме РАЗОМКНУТОГО КОНТУРА, осуществляя
управление компоновкой воздушно-топливной смеси на основании заложенных в него
базовых параметров. Исправность функционирования кислородного датчика зависит
от выполнения совокупности некоторых определенных условий:
a) Электрические параметры: Стабильность вырабатываемого датчиком амплитудного
сигнала низкого напряжения в большой степени зависит от качества контактных соединений
цепи l-зонда, которое и следует проверять в первую очередь в случае возникновения
проблем;
b) Подача наружного воздуха: Конструкция l-зонда предусматривает свободную циркуляцию
наружного воздуха внутри датчика. При установке зонда всегда проверяйте проходимость
воздушных каналов;
c) Рабочая температура: РСМ начинает реагировать на поступающую от l-зонда информацию
только после того как датчик будет прогрет до нормальной рабочей температуры (около
320°С). Данный факт следует не упускать из виду при проверке исправности функционирования
зонда;
d) Качество топлива: Исправное функционирование l-зонда становится возможным только
при условии применения для заправки автомобиля НЕЭТИЛИРОВАННОГО топлива!
В дополнение к перечисленным в предыдущем параграфе условиям при обслуживании
l-зонда следует соблюдать некоторые особые меры предосторожности:
a) Кислородный датчик оборудован намертво вмонтированным в него оснащенным контактным
штекером отрезком электропроводки, выполнение попыток отсоединения которого могут
привести к необратимому выходу зонда из строя;
b) Старайтесь не допускать попадания в жалюзи датчика или его электрический разъем
грязи и смазки;
c) Не используйте для очистки кислородного датчика никакие растворители;
d) Обращайтесь с l-зондом крайне бережно, не роняйте его и старайтесь не стряхивать;
e) Силиконовый защитный чехол должен одеваться на датчик строго определенным образом,
чтобы не быть расплавленным и не нарушать исправность функционирования зонда.
В случае нарушения исправности функционирования l-зонда или его цепи РСМ переходит
в режим разомкнутого контура, игнорируя поступающую от датчиков информацию и поддерживая
состав воздушно-топливной смеси на некотором заданном уровне, обеспечивающем достаточную
эффективность отдачи двигателя.
ПРОВЕРКА
|
|
Кислородные датчики
крайне чувствительны к электрическим перегрузкам цепи. Для
подключения вольтметра к разъему l-зонда пользуйтесь оборудованными
предохранителями проводами-перемычками. Старайтесь крайне
осторожно вводить щупы измерителя к контактный разъем с обратной
его стороны (см. Главу
Бортовое
электрооборудование).
Используйте для проверки датчиков только цифровые измерители.
Выполнение описанной ниже процедуры может привести к занесению
в память OBD неисправности, который будет высвечен контрольной
лампой “Проверьте двигатель”. По завершении проверки и соответствующего
восстановительного ремонта не забудьте очистить память системы
(см. Раздел
Система бортовой диагностики (OBD) - принцип функционирования и коды неисправностей).
|
|
1. Отыщите электрический разъем
датчика. С обратной стороны разъема подсоедините положительный
щуп вольтметра к клемме белого провода (см. Главу
Бортовое
электрооборудование). Отрицательный щуп заземлите. Запустите
двигатель и прогрейте его до нормальной рабочей температуры.
По показаниям вольтметра определите величину сигнального напряжения
датчика:
a) Амплитуда сигнала, вырабатываемого верхнепоточным датчиком
должна лежать в диапазоне от 100 до 900 мВ, активно изменяясь
в указанных пределах.
b) Нижнепоточный датчик должен вырабатывать сигнальное напряжение
в том же диапазоне (в среднем 400 мВ), однако без активных
изменений.
|
|
|
2. Проверьте исправность подачи на датчик напряжения батареи.
Оцените качество заземления. Отсоедините от датчика электропроводку
и подключите положительный щуп вольтметра к клемме зелено-черного
(1993 и 1994)/красно-черного (с 1995) контактного разъема (см. схемы
электрических соединений в конце Главы
Бортовое
электрооборудование). Отрицательный провод подключите к клемме
синего/сине-желтого провода. При включенном зажигании прибор должен
зарегистрировать напряжение, близкое к напряжению батареи.
3. Проверьте сопротивление нагревательного элемента кислородного
датчика. Подсоедините омметр к двум клеммам нагревательного элемента
в разъеме электропроводки l-зонда (со стороны последнего). Замечание:
Вмонтированный в датчик жгут электропроводки обычно не имеет цветовой
маркировки.
Требуемое сопротивление составляет:
a) Для моделей 1993 и 1994 г.г. вып. - 3.0 ÷ 1000 Ом;
b) Для моделей 1995 и 1996 г.г. вып. - 2.3 ÷ 4.3 Ом (верхнепоточные
датчики) и 5.2 ÷ 8.2 нижнепоточный;
c) Для моделей с 1997 г. вып. - 2.3 ÷ 4.3 Ом.
4. В случае выявления обрыва, либо при чрезмерно высоких результатах
измерений. Замените соответствующий датчик.
|
При положительных результатах
описанных выше проверок следует проверить на обрыв и короткое
замыкание электропроводку на участке цепи между датчиком и
РСМ. Если никаких отклонений выявить не удается, автомобиль
следует отогнать на станцию техобслуживания для более подробной
диагностики.
|
|
|
ЗАМЕНА
|
1. Выворачивание l-зонда на холодном двигателе может оказаться
крайне затруднительным ввиду теплового сжатия металла выпускного
коллектора/трубы системы выпуска. Во избежание риска повреждения
компонентов, прежде чем приступать к снятию датчика, прогрейте двигатель
в течение пары минут, - постарайтесь не обжечься о разогретые поверхности
в процессе выполнения процедуры:
a) Кислородные датчики оборудованы вмонтированным жгутом электропроводки
с контактным разъемом. Повреждение данного жгута приводит к необратимому
выходу датчика из строя, - соблюдайте осторожность;
b) Старайтесь не допускать попадания на контактный разъем и жалюзи
датчика масла, смазки, грязи, влаги и т.п.;
c) НИ в коем случае не применяйте для чистки датчика никакие растворители;
d) Старайтесь не ронять и резко не стряхивать датчик.
2. Поддомкратьте автомобиль и установите его на подпорки.
3. Аккуратно рассоедините разъем электропроводки кислородного датчика.
|
4. При помощи специального ключа осторожно выверните зонд
из соответствующей секции системы выпуска отработавших газов.
|
5. Перед вворачиванием датчика смажьте его резьбовую часть антиприхватывающим
герметиком.
6. Вверните датчик на свое штатное место и прочно затяните его.
7. Опустите автомобиль на землю и подсоедините к датчику электропроводку.
8. Произведите автомобиля ходовые испытания. Проверьте память модуля
управления на наличие кодов неисправностей.
|
|
|