7.1. Система бортовой диагностики (OBD) - принцип функционирования и коды неисправностей
Сведения о диагностических приборах
|
Проверка исправности функционирования компонентов систем впрыска и снижения
токсичности отработавших газов производится при помощи универсального
цифрового измерителя (мультиметра). Использование цифрового измерителя
предпочтительно по нескольким причинам. Во-первых, по аналоговым приборам
достаточно сложно (порой, невозможно), определить результат показания
с точностью до сотых и тысячных долях, в то время как при обследовании
контуров, включающих в свой состав электронные компоненты, такая точность
приобретает особое значение. Второй, не менее важной, причиной является
тот факт, что внутренний контур цифрового мультиметра, имеет достаточно
высокий импеданс (внутреннее сопротивление прибора составляет 10 миллионов
Ом). Так как вольтметр подсоединяется к проверяемой цепи параллельно,
точность измерения тем выше, чем меньший паразитный ток будет проходить
через собственно прибор. Данный фактор не является существенным при измерении
относительно высоких значений напряжения (9 ÷ 12 В), однако становится
определяющим при диагностике выдающих низковольтные сигналы элементов,
таких, как, например, кислородный датчик, где речь идет об измерении долей
вольта.
|
|
Наиболее удобным прибором для диагностики систем управления двигателем
современных моделей автомобилей являются ручные считыватели сканерного
типа. Сканеры первого поколения служат для считывания кодов неисправностей
систем OBD-I. Перед применением считыватель следует проверить на соответствие
модели и году выпуска проверяемого автомобиля. Некоторые сканеры являются
многофункциональными, за счет возможности смены картриджа в зависимости
от модели диагностируемого автомобиля (Ford, GM, Chrysler и т.п.), другие
привязаны к требованиям региональных властей и предназначены для использования
в определенных районах мира (Европа, Азия, США и т.д.).
|
С введением в производство отвечающей требованиям последних законодательств по
охране окружающей среды системы бортовой диагностики второго поколения (OBD-II)
начали выпускаться считыватели специальной конструкции. Некоторые производители
наладили выпуск сканеров, предназначенных для использования механиками-любителями
в домашних условиях, - спрашивайте в магазинах автомобильных аксессуаров. В принципе,
считывание записанных в память системы самодиагностики кодов неисправностей может
быть произведено при помощи провода-перемычки, устанавливаемого между конкретными
клеммами 16-контактного диагностического разъема.
Общее описание системы OBD
В состав системы OBD входят несколько диагностических устройств, производящих
мониторинг отдельных параметров систем снижения токсичности и фиксирующих выявленные
отказы в памяти бортового процессора в виде индивидуальных кодов неисправностей.
Система производит также проверку датчиков и исполнительных устройств, контролирует
эксплуатационные циклы транспортного средства, обеспечивает возможность замораживания
параметров и очистки блока памяти.
Все описываемые в настоящем Руководстве модели оборудованы системой бортовой диагностики
второго поколения (OBD-II). Основным элементом системы является бортовой процессор,
чаще называемый электронным модулем управления (ЕСМ), либо модулем управления
функционированием силового агрегата (РСМ). РСМ является мозгом системы управления
двигателем. Исходные данные поступают на модуль от различных информационных датчиков
и других электронных компонентов (выключателей, реле и т.д.). На основании анализа
поступающих от информационных датчиков данных и в соответствии с заложенными в
память процессора базовыми параметрами, РСМ вырабатывает команды на срабатывание
различных управляющих реле и исполнительных устройств, осуществляя тем самым корректировку
рабочих параметров двигателя и обеспечивая максимальную эффективность его отдачи
при минимальном расходе топлива. Считывание данных памяти процессора OBD-II производится
при помощи специального сканера, подключаемого к 16-контактному диагностическому
разъему считывания базы данных (DLC), расположенному под панелью приборов с водительской
стороны автомобиля.
|
В принципе, считывание записанных в память системы самодиагностики
кодов неисправностей может быть произведено при помощи провода-перемычки,
устанавливаемого между конкретными клеммами 16-контактного диагностического
разъема. |
На обслуживание компонентов систем управления двигателем/снижения токсичности
отработавших газов распространяются особые гарантийные обязательства с продленным
сроком действия. Не следует предпринимать попыток самостоятельного выполнения
диагностики отказов РСМ или замены компонентов системы, до выхода сроков данных
обязательств, - обращайтесь к специалистам фирменных станций техобслуживания компании
Honda.
Информационные датчики
Кислородные датчики (l-зонды)
- Датчик вырабатывает сигнал, амплитуда которого
зависит от разницы содержания кислорода (О
2
) в отработавших газах двигателя
и наружном воздухе.
Датчик положения коленчатого вала (СКР)
- Датчик информирует РСМ о положении
коленчатого вала и оборотах двигателя. Данная информация используется процессором
при определении моментов впрыска топлива и установке угла опережения зажигания.
Датчик положения поршней (CYP)
- На основании анализа поступающих от датчика
сигналов РСМ вычисляет положение поршня первого цилиндра и использует данную информацию
при определении моментов и последовательности впрыска топлива в камеры сгорания
двигателя.
Датчик ВМТ (TDC)
- Вырабатываемые датчиком сигналы используются РСМ при
определении установок угла опережения зажигания в момент запуска двигателя.
Датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя (ЕСТ)
- На основании
поступающей от датчика информации ЕСМ/РСМ осуществляет необходимые корректировки
состава воздушно-топливной смеси и угла опережения зажигания, а также контролирует
работу системы EGR.
Датчик температуры всасываемого воздуха (IAT)
- РСМ использует поступающую
от датчика IAT информацию при корректировках потока топлива, установок угла опережения
зажигания и управлении функционированием системы EGR.
Датчик положения дроссельной заслонки (TPS)
- Датчик расположен на корпусе
дросселя и соединен с осью дроссельной заслонки. По амплитуде выдаваемого TPS
сигнала РСМ определяет угол открывания дроссельной заслонки (управляется водителем
от педали газа) и соответствующим образом корректирует подачу топлива во впускные
порты камер сгорания. Отказ датчика, либо ослабление его крепления приводит к
перебоям впрыска и нарушениям стабильности оборотов холостого хода.
Датчик абсолютного давления в трубопроводе (МАР)
- Датчик контролирует
вариации глубины разрежения во впускном трубопроводе, связанные с изменениями
оборотов коленчатого вала и нагрузки на двигатель и преобразует получаемую информацию
в амплитудный сигнал. РСМ использует поставляемую датчиками МАР и IAT информацию
при тонких корректировках подачи топлива.
Барометрический датчик давления
- Датчик вырабатывает амплитудный сигнал,
пропорциональный изменениям атмосферного давления, который используется РСМ при
определении продолжительности моментов впрыска топлива. Датчик встроен в модуль
РСМ и обслуживанию в индивидуальном порядке не подлежит.
Датчик детонации
- Датчик реагирует на изменение уровня вибраций, связанных
с детонациями в двигателе. На основании поступающей от датчик информации РСМ осуществляет
соответствующую корректировку угла опережения зажигания.
Датчик скорости движения автомобиля (VSS)
- Как следует из его названия,
датчик информирует процессор о текущей скорости движения автомобиля.
Датчик величины открывания клапана EGR
- Датчик оповещает РСМ о величине
смещения плунжера клапана EGR. Полученная информация используется затем процессором
при управлении функционированием системы рециркуляции отработавших газов.
Датчик давления в топливном баке
- Датчик является составным элементом
системы улавливания топливных испарений (EVAP) и служит для отслеживания давления
паров бензина в баке. На основании поступающей от датчика информации РСМ выдает
команды на срабатывание электромагнитных клапанов продувки системы.
Датчик-выключатель давления системы гидроусиления руля (PSP)
- На основании
поступающей от датчика-выключателя PSP информации РСМ обеспечивает повышение оборотов
холостого хода за счет срабатывания датчика IAC с целью компенсации возрастающих
нагрузок на двигатель, связанных с функционированием рулевого гидроусилителя при
совершении маневров.
Трансмиссионные датчики
- В дополнение к данным, поступающим от VSS, РСМ
получает также информацию от датчиков помещенных внутрь коробки передач, либо
подсоединенных к ней. К числу таких датчиков относятся: (а) датчик оборотов вторичного
(коренного) вала и (b) датчик оборотов промежуточного вала.
Датчик-выключатель управления включением муфты сцепления кондиционера воздуха
- При подаче питания от батареи к электромагнитному клапану компрессора К/В соответствующий
информационный сигнал поступает на РСМ, который расценивает его как свидетельство
возрастания нагрузки на двигатель и соответствующим образом корректирует обороты
его холостого хода.
Исполнительные устройства
Главное реле PGM-FI (реле топливного насоса)
- РСМ производит активацию
реле топливного насоса при поворачивании ключа зажигания в положение START или
RUN. При включении зажигания активация реле обеспечивает подъем давления в системе
питания. Более подробная информация по главному реле приведена в Главе
Системы
питания и выпуска.
Инжекторы впрыска топлива
- РСМ обеспечивает индивидуальное включение каждого
из инжекторов в соответствии с установленным порядком зажигания. Кроме того, модуль
контролирует продолжительность открывания инжекторов, определяемую шириной управляющего
импульса, измеряемой в миллисекундах и определяющей количество впрыскиваемого
в цилиндр топлива. Более подробная информация по принципу функционирования системы
впрыска, замене и обслуживанию инжекторов приведена в Главе
Системы
питания и выпуска.
Модуль управления зажиганием (ICM)
- Модуль управляет функционированием
катушки зажигания, определяя требуемое базовое опережение на основании вырабатываемых
РСМ команд. На всех рассматриваемых в настоящем Руководстве моделях автомобилей
используется встроенный в распределитель зажигания ICM, подробнее см. Главу
Электрооборудование
двигателя.
Клапан стабилизации оборотов холостого хода (IAC)
- Клапан IAC осуществляет
дозировку количества воздуха, перепускаемого в обход дроссельной заслонки, когда
последняя закрыта, либо занимает положение холостого хода. Открыванием клапана
и формированием результирующего воздушного потока управляет РСМ.
Электромагнитный клапан продувки угольного адсорбера
- Клапан является
составным элементом системы улавливания топливных испарений (EVAP) и, срабатывая
по команде РСМ, осуществляет выпуск скопившихся в адсорбере паров топлива во впускной
трубопровод с целью сжигания их в процессе нормального функционирования двигателя.
Электромагнит управления продувкой угольного адсорбера
- Электромагнит
используется РСМ при проверке системой OBD-II исправности функционирования системы
EVAP.
Считывание кодов неисправностей
|
1. При выявлении неисправности, повторяющейся подряд в дух поездках,
РСМ выдает команду на включение вмонтированной в приборный щиток
контрольной лампы “Проверьте двигатель”, называемой также индикатором
отказов. Лампа будет продолжать гореть до тех пор, пока память системы
самодиагностики не будет очищена от занесенных в нее кодов выявленных
неисправностей. Считывание кодов неисправностей в системе OBD-II
может быть произведено двумя различными способами. Первый способ
требует замыкания между собой проводом-перемычкой клемм №№ 8 и 13
16-контактного разъема базы данных (DLC). Во втором случае считывание
производится при помощи специального сканера, интерфейс которого
позволяет произвести подключение его к 16-контактному разъему DLC
системы OBD-II. Ниже приведено подробное описание метода считывания
кодов при помощи провода-перемычки. В случае необходимости выполнение
процедуры может быть поручено специалистам автосервиса.
2. Не запуская двигатель, включите зажигание, - контрольная лампа
“Проверьте двигатель” должна загореться, в противном случае ее следует
заменить. Проверив исправность состояния лампы, вновь выключите
зажигание.
|
3. Отыщите слева под панелью приборов 16-контактный диагностический
разъем DLC и при проводом-перемычкой замените между собой
его клеммы №№ 8 и 13.
|
|
Соблюдайте осторожность, - постарайтесь не повредить
клеммы.
|
4. Включите зажигание, повернув ключ в положение ON. Если в памяти
процессора занесены коды имевших место неисправностей, они начнут
последовательно высвечиваться контрольной лампой “Проверьте двигатель”
на приборном щитке автомобиля. Первая цифра двузначного кода высвечивается
длинными миганиями лампы, вторая - короткими (например, одно длинное
включение, сопровождаемое шестью короткими, соответствует коду 16).
|
Если в память модуля управления записано более
одного кода, они будут высвечиваться поочередно, затем, после
паузы высвечивание кодов повторится. Если память системы чиста,
контрольная лампа не включится.
|
|
|
Очистка памяти ЕСМ/РСМ
|
|
1. При занесении кода неисправности
в память РСМ на приборном щитке автомобиля загорается контрольная
лампа “Проверьте двигатель”. Код остается записанным в память
модуля до тех пор, пока от него не будет отключено питание.
Для очистки памяти модуля выключите зажигание и на 10 ÷
15 секунд извлеките предохранитель № 13 (BACK-UP) на 7.5 А
из монтажного блока, расположенного в правой части двигательного
отсека (см. Главу
Бортовое электрооборудование).
В случае необходимости выполнение процедуры очистки памяти
системы OBD может быть поручено специалистам автосервиса.
|
|
Не производите очистку памяти OBD путем отсоединения
отрицательного провода от батареи, так как это приведет к
стиранию установочных параметров двигателя и нарушению стабильности
его оборотов в течение первого времени после первичного запуска.
|
2. Проследите, чтобы память системы была очищена перед установкой
на двигатель новых компонентов систем снижения токсичности отработавших
газов. Если перед запуском системы после замены вышедшего из строя
информационного датчика не произвести очистку памяти отказов, РСМ
занесет в нее новый код неисправности. Очистка памяти позволяет
процессору произвести перенастройку на новые параметры. При этом
в первые 50 ÷ 20 минут после первичного запуска двигателя
может иметь место некоторое нарушение стабильности его оборотов.
|
|
Список кодов неисправностей системы самодиагностики OBD-II
Номер кода (количество вспышек контрольной лампы)
|
Возможная причина отказа
|
Р0107 (3)
|
Низкий входной сигнал датчика МАР
|
Р0108 (3)
|
Высокий входной сигнал датчика МАР
|
Р0112 (10)
|
Низкий входной сигнал датчика IAT
|
Р0113 (10)
|
Высокий входной сигнал датчика IAT
|
Р0116 (86)
|
Датчик ЕСТ/проблемы с эффективностью отдачи двигателя
|
Р0117 (6)
|
Низкий входной сигнал датчика ЕСТ
|
Р0118 (6)
|
Высокий входной сигнал датчика ЕСТ
|
Р0122 (7)
|
Низкий входной сигнал датчика TPS
|
Р0123 (7)
|
Высокий входной сигнал датчика TPS
|
Р0131 (1)
|
Низкое напряжение цепи первичного подогреваемого l-зонда
(кислородный датчик 1)
|
Р0132 (1)
|
Высокое напряжение цепи первичного подогреваемого l-зонда
(кислородный датчик 1)
|
Р0133 (61)
|
Медленное реагирование первичного подогреваемого l-зонда (кислородный
датчик 1)
|
Р0135 (41)
|
Неисправность в цепи первичного l-зонда (кислородный датчик
1)
|
Р0137 (63)
|
Низкое напряжение цепи вторичного подогреваемого l-зонда
(кислородный датчик 2)
|
Р0138 (63)
|
Высокое напряжение цепи вторичного подогреваемого l-зонда
(кислородный датчик 2)
|
Р0139 (63)
|
Медленное реагирование вторичного подогреваемого l-зонда (кислородный
датчик 2)
|
Р0141 (65)
|
Неисправность в цепи нагревателя вторичного l-зонда (кислородный
датчик 2)
|
Р0171 (45)
|
Переобеднение смеси
|
Р0172 (45)
|
Переобогащение смеси
|
Р0300 (71)
|
Случайные пропуски зажигания
|
Р0301 (71)
|
Пропуски зажигания в цилиндре № 1
|
Р0302 (72)
|
Пропуски зажигания в цилиндре № 2
|
Р0303 (73)
|
Пропуски зажигания в цилиндре № 3
|
Р0304 (74)
|
Пропуски зажигания в цилиндре № 4
|
Р0305 (75)
|
Пропуски зажигания в цилиндре № 5
(модели V6)
|
Р0306 (76)
|
Пропуски зажигания в цилиндре № 6
(модели V6)
|
Р0325 (23)
|
Неисправность в цепи датчика детонации
(4-цилиндровые модели)
|
Р0335 (4)
|
Неисправность в цепи датчика СКР
|
Р0336 (4)
|
Датчик СКР
|
Р0401 (80)
|
Выявлен слишком малый поток EGR
|
Р0420 (67)
|
Недостаточная эффективность функционирования каталитического
преобразователя
|
Р0452 (91)
|
Низкий входной сигнал датчика давления в топливном баке (система
EVAP)
|
Р0453 (91)
|
Высокий входной сигнал датчика давления в топливном баке
(система EVAP)
|
Р0500 (17)
|
Неисправность в цепи VSS (4-цилиндровые модели с РКПП)
|
Р0505 (14)
|
Неисправность в цепи датчика IAC
|
Р0715 (70)
|
Неисправность АТ
|
Р0720 (70)
|
Неисправность АТ
|
Р0725 (70)
|
Неисправность АТ
|
Р0730 (70)
|
Неисправность АТ
|
Р0740 (70)
|
Неисправность АТ
|
Р0753 (70)
|
Неисправность АТ
|
Р0758 (70)
|
Неисправность АТ
|
Р0763 (70)
|
Неисправность АТ
|
Р1106 (13)
|
Барометрический датчик
|
Р1107 (13)
|
Низкий входной сигнал барометрического датчика
|
Р1108 (13)
|
Высокий входной сигнал барометрического датчика
|
Р1121 (7)
|
Низкий входной сигнал датчика TPS
|
Р1122 (7)
|
Высокий входной сигнал датчика TPS
|
Р1128 (5)
|
Абсолютное давление в трубопроводе ниже ожидаемого (низкий
входной сигнал датчика МАР)
|
Р1129 (5)
|
Абсолютное давление в трубопроводе выше ожидаемого (высокий
входной сигнал датчика МАР)
|
Р1149 (61)
|
Неисправность первичного l-зонда
(4-цилиндровые модели)
|
Р1162 (48)
|
Неисправность в цепи первичного l-зонда
(4-цилиндровые модели)
|
Р1163 (61)
|
Слишком медленное реагирование первичного l-зонда (4-цилиндровые
модели)
|
Р1164(61)
|
Неисправность первичного l-зонда
(4-цилиндровые модели)
|
Р1165 (61)
|
Неисправность первичного l-зонда
(4-цилиндровые модели)
|
Р1166 (41)
|
Неисправность первичного l-зонда
(4-цилиндровые модели)
|
Р1167 (41)
|
Неисправность в цепи нагревателя первичного l-зонда (4-цилиндровые
модели)
|
Р1253 (21)
|
Неисправность функционирования системы VTEC (4-цилиндровые
модели)
|
Р1257 (22)
|
Неисправность функционирования системы VTEC (4-цилиндровые
модели)
|
Р1258 (22)
|
Неисправность функционирования системы VTEC (4-цилиндровые
модели)
|
Р1259 (22)
|
Неисправность функционирования системы VTEC
|
Р1297 (20)
|
Низкий входной сигнал ELD
|
Р1298 (20)
|
Высокий входной сигнал ELD
|
Р1359 (8)
|
Отсоединен датчик СКР/TDC
|
Р1361 (8)
|
Нестабильность показаний датчика TDC
|
Р1362 (8)
|
Нет сигнала от датчика TDC
|
Р1366 (58)
|
Нестабильность показаний датчика TDC-2 (модели V6)
|
Р1367 (58)
|
Нет сигнала от датчика TDC (модели V6)
|
Р1381 (9)
|
Нестабильность показаний датчика CYP (4-цилиндровые модели)
|
Р1381 (9)
|
Нет сигнала от датчика CYP (4-цилиндровые модели)
|
Р1456 (90)
|
Имеют место утечки топливных испарений в бензобаке (EVAP)
|
Р1457 (90)
|
Имеют место утечки топливных испарений в угольном адсорбере
(EVAP)
|
Р1491 (12)
|
Недостаточна степень открывания клапана EGR
|
Р1498 (12)
|
Датчик открывания клапана EGR выдает слишком высокий сигнал
|
Р1519 (14)
|
Неисправность в цепи клапана IAC
|
Р1607 (-)
|
Неисправность внутренней цепи РСМ
|
Р1705 (-)
|
Неисправность АТ
|
Р1706 (-)
|
Неисправность АТ
|
Р1738 (-)
|
Неисправность АТ
|
Р1739 (-)
|
Неисправность АТ
|
Р1753 (-)
|
Неисправность АТ
|
Р1768 (-)
|
Неисправность АТ
|
Р1773 (-)
|
Неисправность АТ
|
Р1791 (-)
|
Неисправность АТ
|
|