|
|
4.1. Система охлаждения двигателя Схема контура охлаждения
|
1 — радиатор
2 — расширительный бачок
3 — отопление салона
4 — термостат
5 — насос охлаждающей жидкости
|
6 — блок цилиндров
7 — возврат
8 — подача
9 — подогрев дроссельной заслонки
10 — кран отопителя
|
Элементы системы охлаждения
|
1 — радиатор
2 — нижний шланг радиатора
3 — верхний шланг радиатора
4 — пробка радиатора
5 — водяной насос
|
6 — термостат
7 — корпус термостата
8 — крыльчатка вентилятора радиатора
9 — вязкостная муфта
|
Двигатель оснащен циркуляционной системой охлаждения. Пока двигатель не прогрет,
охлаждающая жидкость циркулирует только в головке и блоке цилиндров и при открытом
кране отопителя в теплообменнике отопителя салона. При возрастании температуры
охлаждающей жидкости термостат открывает большой контур охлаждения. Охлаждающая
жидкость направляется через радиатор постоянно работающим насосом. Имеется новшество
у бензиновых двигателей, состоящее в так называемом охлаждении по характеристикам.
При этом система управления двигателем регулирует температуру открывания термостата
и оптимизирует, таким образом, температуру двигателя по критерию расхода топлива.
Охлаждающая жидкость заливается через расширительный бачок, который расположен
сбоку у радиатора и служит в качестве емкости для жидкости. Он компенсирует расширение
жидкости, возникающее вследствие ее нагревания, и дает возможность ей уменьшаться
в объеме после остывания двигателя.
Для повышения эффективности охлаждения в системе установлен вентилятор, управляемый
в зависимости от температуры. При возрастании температуры охлаждающей жидкости
до +93°С термовыключатель подключает через реле вентилятор. Если температура охлаждающей
жидкости опускается ниже +89°С, термовыключатель снова выключает вентилятор.
|
Вентилятор радиатора может включаться при неработающем двигателе. Вследствие
наличия теплового застоя в двигательном отсеке это может происходить многократно.
Поэтому при выполнении работ в районе вентилятора подождите, пока двигатель
охладится.
|
320i, 323i, 328i с кондиционером: Для повышения эффективности охлаждения
на валу насоса охлаждающей жидкости устанавливается дополнительная крыльчатка.
В ступице располагается вязкостная муфта. Как только воздух, идущий от радиатора,
достигает температуры +90°С, биметаллическая пластина в вязкостной муфте подключает
вентилятор. Вентилятор вращается с оборотами двигателя и обеспечивает необходимый
расход воздуха до тех пор, пока температура охлаждающего воздуха не опустится
до значения +60°С. После этого, вязкостная муфта отключается и уменьшает обороты
вентилятора. Вследствие непостоянно работающего вентилятора повышается полезная
мощность двигателя и снижается расход топлива.
|
|