Обозначение
двигателя (Тип) // Начало выпуска |
316i | М43TU (OHC) // 9/98 |
318i | М43TU (OHC) // 4/98 |
320i | М52TU (DOHC)
// 4/98 |
323i | М52TU
(DOHC) // 4/98 |
325i | М52TU
(DOHC) // 4/98 |
328i | М52TU
(DOHC) // 4/98 |
330i | M54
// 9/99 |
M3 | S52
(DOHC) // -/99 |
320d | М47
(DOHC) // 4/98 |
330d | M57U
// -/99 |
Рабочий объем цилиндров,
см3 |
316i | 1895 |
318i | 1895 |
320i | 1991 |
323i | 2494 |
325i | 2494 |
328i | 2793 |
330i | 2979 |
M3 | 3246 |
320d
| 1951 |
330d
| 2926 |
Мощность,
кВт (л.с.) при об/мин // Крутящий момент, H·м при об/мин |
316i | 77(105)/5300 // 165/2500 |
318i | 87(118)/5500
// 180/3900 |
320i | 110(150)/5900
// 190/3500 |
323i | 125(170)/5500
// 245/3500 |
325i | 141(192)/6000
// 245/3500 |
328i | 142(193)/5500
// 280/3500 |
330i | (231)/5900
// 300/3500 |
M3 | (342)/7900
// 356/4900 |
320d | 100(136)/4000
// 280/1750 |
330d | (184)/4000
// 390/1750 |
Расположение/число
цилиндров // Число клапанов на цилиндр |
316i | рядное/4 // 2 |
318i | рядное/4 // 2 |
320i | рядное/6 // 4 |
323i
| рядное/6 // 4 |
325i
| рядное/6 // 4 |
328i
| рядное/6 // 4 |
330i | рядное/6
// 2 |
M3 | /6
// 4 |
320d | рядное/4
// 4 |
330d | рядное/6
// 4 |
Диаметр цилиндров, мм |
316i | 85.0 |
318i | 85.0 |
320i | 80.0 |
323i | 84.0 |
325i | 84.0 |
328i | 84.0 |
330i | 84.0 |
M3 | 87.0 |
320d
| 84.0 |
330d
| 84.0 |
1-й ремонтный | +0.250 |
2-й ремонтный | +0.500 |
Ход поршней, мм |
316i | 83.5 |
318i | 83.5 |
320i | 66.0 |
323i | 75.0 |
325i | 75.0 |
328i | 84.0 |
330i | 89.6 |
M3
| 91.0 |
320d
| 88.0 |
330d
| 88.0 |
Степень
сжатия |
316i | 9.7 |
318i | 9.7 |
320i | 11.0 |
323i | 10.5 |
325i | 10.5 |
328i | 10.2 |
330i | 11.0 |
M3 | 11.3 |
320d
| 19.0 |
330d
| 18.0 |
Давление
компрессии, бар |
Бензиновые
двигатели |
стандартное значение
(новый) | 9-14 |
граница
износа | 7.5 |
Дизельные
двигатели |
стандартное значение
(новый) | 25-31 |
граница
износа | 19.0 |
Поршни |
Зазор в цилиндре | 0.03 |
Предел износа | 0.06 |
Поршневые кольца |
Зазор в канавке, мм |
Компрессионное | 0.02-0.07 |
Маслосъемное | 0.02-0.06 |
Предел износа | 0.12 |
Зазор в замке/предел износа, мм |
Компрессионное | 0.15-0.40/0.8 |
Маслосъемное | 0.25-0.50/1.0 |
Трехкомпонентное маслосъемное | до
1.0/1.3 |
Допустимая минимальная
высота головки цилиндров |
Двигатели
M43TU |
Номинальный размер | 141.0
мм |
Предел обработки | 140.55
мм |
Двигатели M52TU |
Номинальный размер | 140.0 мм |
Предел обработки | 139.70 мм |
Коленчатый вал |
Коренные
подшипники |
Зазор/граница износа,
мм | 0.02-0.06/0.17 |
Максимальная
овальность, мм | 0.03 |
Шатунные
подшипники |
Зазор/граница износа,
мм | 0.01-0.06/0.12 |
Осевой
люфт коленвала/ граница износа, мм | 0.07-0.17/0.25 |
Клапанные зазоры | Регулировка
не требуется, так как применены гидрокомпенсаторы |
Система смазки | Принудительная циркуляционная
система с шестеренчатым масляным насосом |
Двигательное
масло |
Тип |
Бензиновые двигатели |
Вязкостью SAE OW-30: CASTROL Formula SLX, DEA Ultec Syn-T, ESSO
Ultron (Fuel Economy), SHELL Helix Ultra, VEEDOL Syntrhon. |
Вязкостью SAE OW-40: АRAL Super Tronic, AVIA SYNTH, BMW Super
Power Spezial, BP VISCO 7000, MOBIL 1, SHELL Helix Ultra. |
Вязкостью SAE 5W-30: AGIP TECSINT, ARAL Super Tronic, BMW Super
Power Plus, CASTROL TXT, DEA Viscobil S1, FINA FE 2000 5W-30, LIQUI MOLY Profi
Synthol, MOBIL 1, MOBIL 1 Rally Formula, SHELL Helix Ultra, VALVOLINE Syn Power,
VEEDOL Spezial R Plus. |
Вязкостью
SAE 5W-40: AGIP Extra HTS, АRAL Super Tronic, AVIA SYNTH, BMW Super Power, BP
Visco 5000, DEA Viscobil S1, ELF Synthese, ESSO Megatron, FINA First, FINA Motortronic
RS, LIQUI MOLY Synthoil High Tech, MOBIL 1, MOBIL 1 Rally Formula, MOTUL Synergie,
SHELL Helix Plus, SHELL Helix Ultra, TOTAL Activa 9000, TOTAL quartz 9000, VALVOLINE
Syn Power. |
Дизельный двигатель
320d |
Любые двигательные масла,
одновременно соответствующие нормам ACEA A3-96 и ACEA B3-96. Вязкость: OW-X, 5W-X
и 10W-X. Здесь Х обозначает любое значение, например 30, 40 или 50. |
Объем, с заменой фильтра |
316i | 4.0 |
318i | 4.0 |
320i
| 6.5 |
323i | 6.5 |
328i | 6.5 |
320d | 5.0 |
Разница
между отметками “max” и “min” на измерительном стержне | 1
литр |
Давление в системе, бар |
На холостых оборотах | не
менее 0.5 |
Бензиновые двигатели
на 5000 об/мин | 4.0 – 4.5 |
Дизельные
двигатели на 4000 об/мин | 3.7 – 4.7 |
Редукционный клапан |
Давление
открывания, бар | 4.0 |
Система
охлаждения | Циркуляционная, с водяным насосом, термостатом,
вентилятором и пластинчато-трубчатым радиатором |
Объем охлаждающей жидкости |
316i | 6.0 |
318i
| 6.0 |
320i | 8.4 |
323i | 8.4 |
328i | 8.4 |
320d
| 7.0 |
Воздушный
фильтр | Сухой, с бумажным элементом |
Ребристые клиновые ремни |
318i | 6 РК x 1733 (5 РК x 950) |
320d | 5 РК x 2030 (5
РК x 836) |
320i, 323i, 328i | 6
РК x 1538 (5 РК x 863) |
Топливо |
316i | неэтилированное,
не хуже АИ 95 |
318i | неэтилированное,
не хуже АИ 95 |
320i | неэтилированное,
не хуже АИ 983) |
323i
| неэтилированное, не хуже АИ 983) |
325i | неэтилированное, не хуже АИ 98 |
328i | неэтилированное,
не хуже АИ 983) |
330i | неэтилированное,
не хуже АИ 983) |
M3
| неэтилированное, не хуже АИ 983) |
320d | Дизельное |
330d | Дизельное |
3) Возможна заправка бензином АИ 95 с незначительным
снижением мощности двигателя. АИ 91 может применяться только в исключительных
случаях. |
Система управления
двигателем1) |
316i
| BMS 46 |
318i
| BMS 46 |
320i
| Siemens MS 42.0 |
323i
| Siemens MS 42.0 |
325i
| Siemens MS 42.0 |
328i
| Siemens MS 42.0 |
320d
| DDE Bosch 3.0 |
330d
| DDE Bosch 3.0 |
1)
BMS - система управления двигателем BMW. MS - система управления двигателем (Motronic).
DDE - цифровая система управления дизельным двигателем |
Система антиблокировки тормозов ABS динамическая система стабилизации
устойчивости встроенная в ABS - DSC3, на ранних моделях Е46 антипробуксовочная
система - (Teves ABS/ASC Mark20ET) |
Система
обеспечения дополнительной безопасности SRS | MRS2, MRS3 |
АТ с электронным управлением EGS/AGS | A5S
360R Siemens AGS 20 |
Усилия затягивания
резьбовых соединений |
Моменты
затяжки крепежа приведены также в тексте Главы и на некоторых иллюстрациях*.
*Выделенные в тексте жирным шрифтом моменты затяжки подлежат точному соблюдению;
не выделенные жирным шрифтом усилия приведены лишь ориентировочно |
Болты головки блока цилиндров |
Двигатели M43TU |
1-й прием | 30 H·м |
2-й прием | 90° |
3-й прием | 90° |
Двигатели M52TU |
1-й
прием | 40 H·м |
2-й
прием | 90° |
3-й
прием | 90° |
Двигатели
M47 |
1-й прием | 80
H·м |
2-й прием | 180° |
3-й прием | 50 H·м |
4-й прием | 90° |
5-й прием | 90° |
Подтягивание болтов крепления головки цилиндров
на теплом двигателе, при проведении обслуживания или ремонта не допускается. |
Болты крепления нижней части впускного
трубопровода к головке цилиндров |
М6 |
10 H·м |
М7 | 15
H·м |
М8 | 22 H·м |
Опоры двигателя и кронштейн |
Болт М8 | 22 H·м |
Болт М10 | 47 H·м |
Маслосливная пробка |
М12 (под ключ 17 мм) | 25 H·м |
М22 | 60 H·м |
Резьбовая пробка блокировки натяжителя цепи (320d) | 30
H·м |
*) Замените уплотнительное
кольцо |
Звездочки к распределительным
валам (320d) | 20 H·м + 35° |
Болты
крепления маховика к коленчатому валу |
316i,
318i | 120 H·м |
320i,
323i, 328i, 320d | 105 H·м |
Болты
крепления фланца КПП |
М8 | 22
H·м |
М10 | 45
H·м |
М12 | 70
H·м |
Датчик давления масла | 35 H·м |
Свечи зажигания | 25 H·м |