5.1. Система охлаждения Двигатель оснащен циркуляционной системой охлаждения с термостатическим регулированием.
Пока двигатель не прогрет, охлаждающая жидкость циркулирует только в головке
и блоке цилиндров, а при открытом отоплении - в теплообменнике. При возрастании
температуры охлаждающей жидкости термостат открывает большой контур охлаждения
и жидкость поступает в радиатор, проходя его сверху вниз и охлаждается проходящим
через него воздухом. Насос охлаждающей жидкости приводится в движение клиновым
ремнем двигателя.
На валу насоса охлаждающей жидкости закреплен вентилятор. Вентилятор обеспечивает
охлаждение радиатора воздухом. В вентиляторе находится вязкостная муфта. При
достижении воздухом, идущим от радиатора, температуры 90°С в вязкостной муфте
срабатывает биметаллическая пластина и подключает вентилятор. После этого вентилятор
вращается с числом оборотов двигателя и обеспечивает повышенный теплообмен до
тех пор, пока температура охлаждающего воздуха не опустится ниже 60°С. После
этого отключается вязкостная муфта и уменьшает число оборотов вентилятора.
Благодаря частичному подключению вентилятора повышается полезная мощность двигателя
и уменьшается расход топлива.
| При разогретом двигателе перед открытием крышки
радиатора положите на нее толстую тряпку, чтобы исключить ожог вследствие
выброса горячей жидкости и пара. Имеется опасность несчастного случая.
Крышку можно открывать только при температуре охлаждающей жидкости ниже
90°С. |
Схема контура системы охлаждения
|
1 — радиатор
2 — расширительный бачок
3 — отопитель салона
4 — термостат
5 — насос охлаждающей жидкости
|
6 — блок цилиндров
7 — возврат
8 — подача
9 — подогрев дроссельной заслонки
10 — кран отопителя |
Химический теплоаккумулятор
|
На некоторых моделях может быть установлен химический теплоаккумулятор.
Он аккумулирует тепло охлаждающей жидкости, отдавая его позже при запуске
холодного двигателя. Благодаря этому быстрее работает обогрев салона и
сокращается потеря тепла в атмосферу. Существенно сокращается время, необходимое
для прогрева салона и двигателя. |
Теплоаккумулятор состоит из хорошо изолированного накопителя, параллельно подключенного
к системе охлаждения двигателя и расположенного в районе ног переднего пассажира.
В зависимости от необходимости, он забирает или отдает тепло охлаждающей жидкости.
Поток охлаждающей жидкости, в процессе работы, автоматически управляется различными
электромагнитными клапанами.
Принцип его работы основан на использовании тепла, которое высвобождается
при преобразовании экологически чистой соляной смеси из жидкого состояния в
твердое. Аналогично теплоте таяния льда происходит накапливание теплоты разогретого
двигателя в результате сжижения соляной смеси.
Таким образом, тепловой аккумулятор повышает безопасность движения и комфортабельность
автомобиля, не приводя к возникновению дополнительной нагрузки на окружающую
среду.
Аккумулятор не требует обслуживания, так как управление им берет на себя электроника.
Реализация этой функции возможна только при температуре наружного воздуха
не выше 15°С, при прогретом до рабочей температуры двигателе, а также достаточном
напряжении аккумулятора.
|