14.4. Долговечность автомобиляДолговечность автомобиля во многом зависит от стиля управления, а потому сегодня
мы поговорим о том, как мы ездим и как не следует ездить, если, конечно, есть
желание сберечь и автомобиль, и деньги.
Отправляясь на автомобиле на работу или в деловую поездку, попробуйте подсчитать,
сколько раз вам приходится пользоваться сцеплением, коробкой передач и тормозами.
Ведь пока машина в порядке, редко кому приходит в голову обращать внимание на
то, как используются те или иные органы управления. Конечно, поменять, скажем,
до времени стершиеся тормозные колодки несложно. А вот с заменой тормозных барабанов
или дисков уже придется повозиться. И уж совсем непросто справиться с изношенными
деталями сцепления или коробки передач.
Ничто, конечно, в автомобиле не вечно. Но если вы, допустим, неоправданно часто
пользуетесь сцеплением, маневрируя в густом городском потоке, и не снимаете
ноги с педали, даже стоя на светофоре, положенных 80 тысяч километров пробега
диск сцепления служить, разумеется, не будет. Досрочная его замена положения
не спасет: на очереди преждевременный выход из строя пластин "корзины"
сцепления и выжимного подшипника, который от бездумной эксплуатации трансмиссии
попросту "высыхает" и проламывает "корзину"...
То же самое можно сказать о коробке передач. Самая "терпеливая" из
отечественных – "жигулевская" коробка передач способна "отъездить"
и 150, и 200 тысяч километров без ремонта. Но лихое управление ею, сопровождающееся
рывками рычага из одного положения в другое, задолго до срока выводит из строя
бронзовые синхронизаторы. А это, хоть и не самый сложный, но ремонт. Поэтому
терпеливые водители, меняя передачи, пользуются методикой "на три счета",
то есть как бы про себя говорят: "раз, два, три" при переводе рычага
из одного положения в другое.
Как-то один мой знакомый посетовал на качество деталей рулевого управления
своего почти нового "жигуленка". И было отчего сетовать: машина не
пробежала и тридцати тысяч, а рулевой, скажем, маятник по износу приблизился
к критической черте. Оказалось, что мой знакомый – большой любитель при подходящих
условиях и скорости вертеть баранкой, как это иногда делают на пересеченной
местности. Выглядят эти пируэты на дороге, может, и эффектно. Но, как говорится,
за все в этом мире приходится расплачиваться. В том числе и за безобидные, на
первый взгляд, "трюки".
Впрочем, нашим "спортсменам", предпочитающим резво брать с места
в карьер, приходится расплачиваться не только выходящим из строя рулевым управлением
и досрочно изношенной резиной. При таком стиле езды огромная нагрузка падает
на детали привода – эластичную муфту, подшипники и крестовины карданного вала,
диск сцепления, не говоря уже о двигателе. Спору нет, современные автомобили,
оснащенные моторами, могут какое-то время ездить, как спортивные. Но для "спортивных"
нагрузок они не предназначены, если, конечно, речь не идет о "разовом"
автомобиле.
Что делать, если возникает все же необходимость "рвать" мотор – выбираться
по раскисшей дороге или буксовать в песке или на льду? Опытные водители знают,
как поступать в подобных случаях: они создают для автомобиля необходимые условия,
повышающие его проходимость. Достаточно приспустить шины ведущих колес до одной
атмосферы, чтобы значительно улучшить сцепление колес с поверхностью грунтовой
дороги. На перднеприводном же автомобиле, превосходящем по проходимости автомобиль
классической компоновки, сложные участки грунтовых дорог преодолевают, двигаясь
задним ходом.
|