14.33. КатализаторУстройство
Каталитический нейтрализатор отработанных газов имеет корпус из нержавеющей
стали, к которому сваркой присоединены впускной и выпускной конусы с патрубками
и крепежными фланцами, а также теплоотражатели, удерживающие керамическую обшивку.
Весь внутренний объем корпуса занят керамическим пористым монолитом, зафиксированным
кольцами или сеткой из нержавеющей стали. Структура монолита похожа на обычный
фильтр, но вся внутренняя и внешняя поверхность пор, контактирующих с газами,
покрыта очень тонким молекулярным слоем сплава, который содержит платину, родий
и палладий. Пористость монолита имеет большую площадь поверхности, покрытой
этим сплавом из очень дорогих металлов, что в основном и определяет высокую
цену нейтрализаторов.
Принцип работы
Двигатель выбрасывает в атмосферу вместе с отработанными газами продукты полного
(водяной пар Н2О, азот N2 и т. п.) и неполного (оксид
углерода СО, а также CnHm, оксиды
азота NOx) сгорания топлива. Общее число компонентов, которые содержатся
в этих газах, превышает несколько сотен, и большинство из них вредны для здоровья
человека.
Отработанные газы, проникая через пористую поверхность монолита, во-первых,
нагревают его, а во-вторых, доокисляются. Из СО получается СО2 то
есть нетоксичный углекислый газ, CnHm
в несколько этапов переходит в СО2 и Н2О, NOx
превращается в молекулярный N2 который содержится в обычном воздухе,
и в воду. Словом, в нейтрализаторе происходят довольно сложные химические реакции
благодаря высокой температуре и наличию специального покрытия из дорогих металлов,
служащих катализаторами.
Итак, главный позитивный эффект этого приспособления – полная нейтрализация
трех компонентов – СО, CnHm, NOx,
– которых в отработанных газах больше, чем других вредных веществ. И достигается
он не только благодаря наличию платины, родия и палладия. Важную роль играет,
как я уже сказал, температура, выдерживающаяся в границах 300–800° С. Если она
снижается до 250° С, химические реакции нейтрализации СО, CnHm,
NOx, несмотря на наличие металлов-катализаторов, не произойдут. А
при температуре около 900° С начинает плавиться и разрушаться каталитическая
пленка.
Эксплуатация
Чтобы не вывести из строя исправный нейтрализатор, нужно строго придерживаться
правил его эксплуатации. Прежде всего, нельзя использовать этилированный бензин.
Достаточно затратить 20–30 л этого бензина, – и активная поверхность катализатора
покроется свинцом, что приведет к поломке.
Нужно постоянно и внимательно следить за техническим состояние двигателя. Нейтрализатор
не выдерживает значительных отклонений в составе топливной смеси. При работе
двигателя на богатых и очень богатых смесях он быстро забивается копотью и другими
отложениями, а на бедных и очень бедных – перегревается до расплавления активного
слоя. Для поддержания состава смеси в необходимых границах на автомобилях с
нейтрализаторами обязательно устанавливается датчик кислорода – лямбда-зонд,
– по сигналу которого электронный блок управления измеряет состав топливной
смеси. Исправность и правильная работа системы регулирования во многом определяют
долговечность нейтрализатора. Поэтому при каких-либо сбоях в работе двигателя
из-за системы зажигания или затрудненном пуске – нужно найти и устранить неисправность.
Запрещается запускать двигатель с буксира, долго крутить его стартером или
часто с короткими промежутками пытаться запустить непрогретый. Кроме того, чтобы
не допустить появления трещин, следует избегать ударов о дорожные преграды.
Причиной механического повреждения вследствие резкого температурного перепада
могут стать попадание автомобиля в глубокую выбоину с водой и резкое охлаждение
нагретого до 800–900° С нейтрализатора.
Нужно отметить, что в последнее время начали выпускать каталитические нейтрализаторы
с металлическим монолитом, что повышает их прочность. Они намного надежнее благодаря
большей устойчивости к разным механическим и температурным воздействиям, но
потому они и дороже керамических аналогов.
Как уже отмечал, нейтрализатор с керамическим монолитом очень чувствителен
к ударам, поэтому его нельзя ронять или использовать ударный инструмент при
работе с системой. А чтобы избежать отложения жиров, запрещено касаться руками
рабочей поверхности датчика кислорода. Нельзя проверять наличие искры снятием
наконечника с какой-нибудь свечи зажигания или использовать нештатные свечи,
а также проверять эффективность работы цилиндров методом отключения искры мотортестером.
Эти действия могут вызвать попадание несгоревшего топлива в катализатор, о последствиях
чего сказано выше.
Плюсы и минусы
Первый и основной плюс этого приспособления – практически полная нейтрализация
наивреднейших (учитывая их суммарную концентрацию и токсичность) компонентов
отработанных газов. Второй плюс состоит в том, что автопроизводители без дополнительных
затрат на усовершенствование серийных двигателей, установив нейтрализатор и
системы управления топливоподачей с лямбда-зондом, могут продолжать выпуск автомобилей,
которые полностью отвечают жестким нормам токсичности отработанных газов, например,
Евро-2 и даже Евро-3.
Но есть у нейтрализатора и минусы. Один из существенных его недостатков –
низкая надежность, и не только из-за хрупкости керамического монолита, но также
из-за отказа вследствие нарушения правил экплуатации, и даже когда эти правила
не нарушаются. По данным обследований, быстрее катализаторы ломаются в условиях
городской езды с частыми запусками двигателя и короткими пробегами. А также
– при устойчивом высокоскоростном движении на магистралях. В первом случае нейтрализатор
просто-напросто забивается топливом и копотью, ведь при каждом запуске он должен
прогреться до рабочей температуры, а на это нужно время. Во втором – от перегревания.
У нас редкий автомобиль долго проработает с системой нейтрализации, учитывая
состояние дорог, обеспеченность неэтилированным бензином и качество этого бензина,
равно как и профессиональную и экологическую сознательность водителей и ремонтников.
Эта дорогая, но не "долгоиграющая" система действует в автомобиле
до появления первых проблем. А потом, как правило, монолит выбивается из корпуса
и его просто выбрасывают.
Логика подобных "мер" понятна: во-первых, это значительно дешевле,
быстрее и проще, чем искать, договариваться и ждать, пока привезут новый нейтрализатор;
во-вторых, эти действия не повлекут для автовладельца никаких негативных последствий,
потому что практически все иномарки с исправной системой впрыска бензина укладываются
в действующий ныне ГОСТ (чего, к сожалению, не скажешь про многие СНГовские
автомобили).
Так поступают у нас, а как у "них", где и нормы на токсичность более
жесткие, и газоаналитический контроль налажен, и деньги у народа водятся, и
дороги в порядке, и сервис на высоте? Там, если нейтрализатор вышел из строя,
его просто заменяют, чтобы избежать слишком высоких штрафов за повышенную токсичность.
Кстати, заменяют тоже не всегда обоснованно, потому что и у них не каждая СТО
имеет полный комплект необходимого оборудования и соответствующих деталей. Недовольство
потребителей, возникающее в связи с этим, повышает спрос на машины без нейтрализаторов.
Это автомобили с газовыми, дизельными и газо-дизельными двигателями, а также
с непосредственным впрыском бензина, и другие, укладывающиеся в нормы Евро-3
без нейтрализаторов.
|