14.19. КлапаныПрактические советы для профессионалов
Реанимировать можно любой "уставший" автомобиль. Но технические трудности
при этом велики. Без запчастей, какого-то станочного парка, сварки и другой
технологической поддержки тут не обойтись. Главное же – заводские инструкции
по ремонту (они теперь доступны) ничего не говорят о возможных альтернативных
решениях, тем более о проблемах выбора среди деталей, материалов и инструментов,
которые есть на сегодняшнем отечественном рынке. Именно таков круг вопросов,
в котором и энтузиаст-одиночка, и механики "малого сервиса" испытывают
недостаток информации. Его мы и хотим по мере возможностей восполнить.
Рано или поздно любой двигатель становится источником неприятностей: глохнет
в пути, не хочет запускаться по утрам, хуже тянет, "ест" лишнее топливо
и масло. Вполне вероятно, что причина его капризного поведения незамысловата:
достаточно прочистить карбюратор, отрегулировать зажигание и заменить маслосъемные
колпачки, чтобы все вошло в норму. Но бывает, что традиционные подходы ему не
помогают, а при замерах компрессии выясняется, что в одном или нескольких цилиндрах
она ниже допустимой, – и вопрос становится серьезным.
Тогда прежде всего уточняют характер неисправности: износ цилиндро-поршневой
группы, подгорание фасок клапанов или износ стержней и направляющих втулок.
Техника диагностирования достаточно проста и описана во всех пособиях по ремонту
двигателей.
Потом определяются с ремонтом. Тут только нужно взять себе за правило: от всяких
чудодейственных жидкостей быть подальше. Эффект в принципе возможен, но достигается
редко, обычный результат – лишние затраты и хлопоты. Лучше сразу ориентироваться
на полноценную ремонтную процедуру.
Найти мастерскую, где лечат двигатели, сегодня уже не сложно, причем не только
в крупных городах. Но вот как там организована работа, каково ее качество? Жизнь
показывает, что при всей важности опыта и квалификации сотрудников хорошие результаты
без специального оборудования и оснащения недостижимы, а в этом плане разброс
технической вооруженности наших станций и механиков, увы, велик. И если сказанное
выше касалось в основном автомобилиста-эксплуатационника, то дальнейшее изложение
адресовано не столько ему, сколько именно механику, ведь речь пойдет о технологии.
В случаях, когда результаты диагностической проверки указывают на неисправность
клапанного механизма, головку блока надо снимать. Первое действие после демонтажа,
разборки и общего осмотра – оценка зазоров между стержнями клапанов и их направляющими
втулками. Если они выше предельно допустимых значений, клапаны заменяют на новые.
Но когда эта половинчатая мера недостаточна, приходится заменять и втулки тоже.
Для небольшой мастерской такая операция представляет известные трудности: чугунные
втулки запрессовывают в алюминиевый корпус с натягом. Чтобы при этом избежать
микротрещин и смятий, втулки приходится предварительно охлаждать в жидком азоте
(температура – 196° С), а корпус подогревать до 160–170° С (выше могут возникнуть
вредные последствия). Все это довольно сложно, трудоемко и зачастую просто невоспроизводимо
в полукустарных условиях. Поэтому в редких мастерских не отклоняются от предписанных
условий, что прямо выливается в потерю качества посадки и искажение геометрии
узла. Ее потом исправляют, обрабатывая "по месту" седла клапанов зенкером
или шарошкой, и сами клапаны долго и утомительно притирают.
Но сегодня существует и другая методика, в высшей степени рентабельная как
по трудоемкости, так и по вложению средств, которая при этом гарантирует высококачественные
результаты. Она достигается применением оригинального и почти неизвестного в
нашей практике инструмента американской компании "Ньюэй" (Neway).
С его помощью восстановление изношенных направляющих втулок производится на
месте, без выпрессовки! Специальные ножи-ролики вызывают пластическую деформацию
металла, компенсируя износ внутренней поверхности втулки, одновременно формируя
в ней спиральный желобок, который улучшает условия смазки стержня клапана, а
также служит своеобразным лабиринтным уплотнением, облегачающим задачу маслосъемным
колпачкам.
В комплект входят пять ножей и набор разверток для финишной обработки втулки.
Характерно, что все операции с инструментом "Ньюэй" ведутся вручную
и не связаны с электроснабжением или другой энергией извне.
Теперь о седлах клапанов. При традиционных методах их обработки направляющая
шарошки или зенкера свободно вращается во втулке клапана. Фрезы "Ньюэй"
имеют неподвижную ось, которая плотно фиксируется уже в восстановленной втулке
самоустанавливающимся расширительным цанговым "пилотом". Фреза надевается
на ось с прецизионным зазором 0,5 мкм, что обеспечивает минимальный допуск обработки.
Фрезы "Ньюэй" за счет уникальной заточки и формы режущих кромок формируют
на поверхности седла клапана специальный микрорельеф типа "гребенка":
приработка клапана и седла происходит быстро и эффективно, а надобность в притирке
отпадает. Производительность их высока: любая фаска на седле клапана получается
за 3–4 оборота инструмента.
Последний этап – восстановление рабочих фасок самих клапанов. Для этой операции
фирма "Ньюэй" предлагает специальный инструмент "Гизматик-2".
Клапан неподвижно фиксируют в специальном приспособлении, которое, в свою очередь,
устанавливают в слесарные тиски. Достаточно нескольких вращений фрезы (осевая
подача обеспечивется микролифтом), чтобы получить идеальную концентрическую
поверхность клапана. Заметим, что на его рабочей поверхности, как и при обработке
седла, также формируется специальный микрорельеф.
Вот, собственно, и все. Остается лишь промыть и смазать все детали, и можно
собирать головку.
А притирка? Напомним еще раз: при работе инструментом "Ньюэй" в этой
утомительной, долгой и нудной операции нет никакой необходимости. После обработки
пары "клапан-седло" сопряжение обеих деталей происходит по очень узкому
пояску, практически по линии.
Достигается это небольшим (до одного градуса) расхождением углов обработки
рабочих поверхностей седла и клапана (между ними образуется так называемый интерференционный
угол). В первые секунды работы двигателя площадь сопряжения увеличивается за
счет смятия поверхностных выступов созданного микрорельефа на фасках, а затем
происходит необходимое 100-процентное уплотнение.
При стоимости набора оснастки около 400 долларов (в зависимости от комплектации)
"Ньюэй" может окупиться в первый же месяц работы, а при ремонте двигателей
иномарок принести заметный доход.
|