14.12. Можно ли смешивать импортные масла?Этот и подобные ему вопросы интересуют многих автолюбителей. Ответ на первый
– к сожалению, нет, даже если это масла фирм "с мировым именем" (Shell,
Mobil, British Petroleum). Каждая фирма производит товарные масла, добавляя
к масляной основе целый комплекс присадок, химический состав которых держится
в большом секрете. Поэтому, много качественных масел одинакового назначения,
изготовленных по требованиям относительно экплуатационно-технических свойств
международной классификации API и европейской спецификации ССМС-АСЕА, но по
технологиям различных фирм, при смешивании способны создавать смеси низкого
качества вследствие взаимодействия и взаимоуничтожения присадок, то есть "несовместимости"
присадок. Масла разных фирм взаимозаменяемы, о возможности использования таких
масел часто указывают моторостроители. Но это не значит, что их можно смешивать.
Классификация API и спецификация АСЕА предполагают обязательные одинаковые методы
испытания (лабораторные, стендовые – моторные и т. д.) масел разных фирм. При
желании (или необходимости) моторостроители могут вводить дополнительные испытания
(или более жесткие условия) к этим классификациям.
То же относится к смешиванию минеральных или синтетических масел (иногда –
даже одной фирмы). Масла синтетические могут иметь состав углеводородного характера
(в таких случаях масла одной фирмы можно смешивать, на что дает рекомендации
фирма производитель масла и за что она несет ответственность), другого химического
состава. К сожалению, нередки случаи, когда при смешивании масел ухудшается
их качество. В результате этого может "застучать" двигатель, поскольку
смесь несовместимых масел превращается в "желе".
Еще более отрицательный ответ на вопрос о возможности смешивания импортных
и отечественных масел, особенно тех, которые изготовлены с добавкой "отечественных"
присадок. Ни продавец, ни потребитель не знают состава присадок, которые есть
в маслах. Некоторые масла "отечественного происхождения" производятся
"фирмами", не имеющими даже элементарных знаний по нефтепродуктам.
Иногда такими "специалистами" используются отработанные масла (даже
без надлежащей регенерации) к производству "товарных". При этом и
соответствующее качество. Поэтому советы по поводу возможности смешивания масел
надо давать очень осторожно!
Никакие "очистители" ("Токрон" и др.) не способны повысить
октановое число бензина. Для этого используют специальные присадки – антидетонаторы,
которые добавляют в процессе изготовления бензина на нефтезаводах, или добавки.
Причиной детонации (слышен металлический стук во время работы двигателя) и калильного
зажигания (двигатель продолжает работать при выключенном зажигании) могут быть
нагары в камере сгорания.
Повышение компрессии в системе "при введении некоторых добавок" происходит
не за счет вязкостных присадок, так как они не имеют их в своем составе, а по
другим причинам. Но это уже тема отдельного разговора.
Уменьшить угар масла в старом двигателе и повысить компрессию в цилиндрах за
счет использования высоковязкостных масел нецелесообразно, поскольу это приведет
сначала действительно к повышению компрессии в цилиндрах, но ненадолго. В дальнейшем
ремонт двигателя обойдется дороже.
Причиной "акустического шума" в старом двигателе является его износ.
Поэтому, дешевле обойдется ремонт с последующим использованием высококачественного
масла. Можно "уменьшить" зазоры добавками, но в целесообразности этого
следует разобраться, чтобы не навредить двигателю.
Теперь по поводу "судовых масел" и возможности их использования в
"дорожных дизелях". Есть разные масла. Специальные судовые масла для
дизелей относятся к группе Е, например, М-16Е30, М-16Е60, М-20Е60, предназначенной
для малооборотных дизелей, работающих на высокосерном высоковязкостном топливе
– мазуте. Эти масла имеют технико-эксплуатационные свойства (показатели качества),
отличающиеся от показателей качества масел "дорожных" дизелей, поэтому
использование их в автомобильных дизелях невозможно. Имеются судовые масла группы
Д, например, М-10ДЦЛ20, М-14ДЦЛ20, М-14ДЦЛ30, которые используются в дизелях,
работающих на высокосерном топливе. Масла водостойкие, но имеют повышенное щелочное
число и высокую зольность. Для "дорожных", то есть автомобильных дизелей
это – повышенный износ двигателя, который со временем может не окупиться бесплатным
маслом. Масло М-16ДР для судовых дизелей, которые работают на дистиллятном топливе
– дизельном топливе с повышенной вязкостью сравнительно с вязкостью "автомобильного"
и содержанием серы до 0,5%, могут использоваться в "дорожных" дизелях
летом (для "тяжелых" грузовых, а не легковых автомобилей).
Надо взять за правило: использовать соответствующее двигателю высококачественное
масло одной марки (по классификации) и не рисковать смешивать его с таким же
синтетическим (или полусинтетическим) маслом. Двигатель за это отблагодарит
надежной работой. Не покупайте масло с рук, так как упаковку легко подделать.
|