1.3.4.3. Смешивание маслаЭтот и подобные ему вопросы интересуют многих автолюбителей.
Ответ на первый – к сожалению, нет, даже если это масла фирм "с мировым
именем" (Shell, Mobil, British Petroleum). Каждая фирма производит товарные
масла, добавляя к масляной основе целый комплекс присадок, химический состав
которых держится в большом секрете. Поэтому много качественных масел одинакового
назначения, изготовленных по требованиям относительно экплуатационно-технических
свойств международной классификации API и европейской спецификации ССМС-АСЕА,
но по технологиям различных фирм, при смешивании способны создавать смеси низкого
качества вследствие взаимодействия и взаимоуничтожения присадок, то есть несовместимостиприсадок.
Масла разных фирм взаимозаменяемы, о возможности использования таких масел часто
указывают моторостроители. Но это не значит, что их можно смешивать. Классификация
API и спецификация АСЕА предполагают обязательные одинаковые методы испытания
(лабораторные, стендовые-моторные и т.д.) масел разных фирм. При желании (или
необходимости) моторостроители могут вводить дополнительные испытания (или более
жесткие условия) к этим классификациям.
То же относится к смешиванию минеральных или синтетических масел (иногда – даже
одной фирмы). Масла синтетические могут иметь состав углеводородного характера
(в таких случаях масла одной фирмы можно смешивать, на что дает рекомендации
фирма-производитель масла и за что она несет ответственность), другого химического
состава. К сожалению, нередки случаи, когда при смешивании масел ухудшается
их качество. В результате этого может "застучать" двигатель, поскольку
смесь несовместимых масел превращается в "желе".
Еще более отрицательный ответ на вопрос о возможности смешивания импортных и
отечественных масел, особенно тех, которые изготовлены с добавкой "отечественных"
присадок. Ни продавец, ни потребитель не знают состава присадок, которые есть
в маслах. Некоторые масла "отечественного происхождения" производятся
"фирмами", не имеющими даже элементарных знаний по нефтепродуктам.
Иногда такими "специалистами" используются отработанные масла (даже
без надлежащей регенерации) к производству "товарных". При этом и
качество соответствующее . Поэтому советы по поводу возможности смешивания масел
надо давать очень осторожно!
Никакие "очистители" ("Токрон" и др.) не способны повысить
октановое число бензина. Для этого используют специальные присадки – антидетонаторы,
которые добавляют в процессе изготовления бензина на нефтезаводах, или добавки.
Причиной детонации (слышен металлический стук во время работы двигателя) и калильного
зажигания (двигатель продолжает работать при выключенном зажигании) могут быть
нагары в камере сгорания.
Повышение компрессии в системе "при введении некоторых добавок" происходит
не за счет вязкостных присадок, так как они не имеют их в своем составе, а по
другим причинам.
Уменьшать угар масла в старом двигателе и повышать компрессию в цилиндрах за
счет использования высоковязкостных масел нецелесообразно, поскольку это приведет
сначала действительно к повышению компрессии в цилиндрах, но ненадолго. В дальнейшем
ремонт двигателя обойдется дороже.
Причиной акустического шума в старом двигателе является его износ. Поэтому дешевле
обойдется ремонт с последующим использованием высококачественного масла. Можно
"уменьшить" зазоры добавками, но в целесообразности этого следует
разобраться, чтобы не навредить двигателю.
Коротко по поводу "судовых масел" и возможности их использования в
"автомобильных дизелях". Есть разные масла. Специальные судовые масла
для дизелей относятся к группе Е, например, М-16Е30, М-16Е60, М-20Е60, предназначенной
для малооборотных дизелей, работающих на высокосерном высоковязкостном топливе
– мазуте. Эти масла имеют технико-эксплуатационные свойства (показатели качества),
отличающиеся от показателей качества масел автомобильных дизелей, поэтому использование
их в автомобильных дизелях невозможно.
Имеются судовые масла группы Д, например, М-10ДЦЛ20, М-14ДЦЛ20, М-14ДЦЛ30, которые
используются в дизелях, работающих на высокосерном топливе. Масла водостойкие,
но имеют повышенное щелочное число и высокую зольность. Для автомобильных дизелей
это означает повышенный износ двигателя, который со временем может не окупиться
бесплатным маслом.
Масло М-16ДР для судовых дизелей, которые работают на дистиллятном топливе –
дизельном топливе с повышенной вязкостью сравнительно с вязкостью автомобильного
и содержанием серы до 0,5 % – может использоваться в автомобильных дизелях летом
(для тяжелых грузовых, а не легковых автомобилей).
Надо взять за правило использовать соответствующее двигателю высококачественное
масло одной марки (по классификации) и не рисковать смешивать его с таким же
синтетическим (или полусинтетическим) маслом. Двигатель за это отблагодарит
надежной работой. Не покупайте масло с рук, так как упаковку легко подделать.
|