3.24. Проверка состояния, регулировка усилия натяжения и замена приводных ремнейПроверка
Приводные ремни играют важную роль в функционировании двигателя и многих других
систем автомобиля. С течением времени ремни изнашиваются и должны регулярно
осматриваться в соответствии с графиком текущего обслуживания автомобиля во
избежание серьезных отказов двигателя, исправление последствий которых может
влететь владельцу автомобиля в копеечку.
Количество используемых на конкретной модели автомобиля приводных ремней зависит
от комплектации транспортного средства вспомогательными агрегатами. Ремни используются
для привода генератора, рулевого и водяного насосов, а также компрессора кондиционера
воздуха. В зависимости от характера расположения шкивов одним ремнем может приводиться
в действие более одного агрегата.
|
|
1a. Заглушите двигатель, откройте
капот и отыщите приводные ремни. Подсвечивая себе фонариком,
пальцами ощупайте ремни по всей их длине, проверяя на наличие
трещин и расслоений. Недопустимо также присутствие на ремне
потертостей, заполированных до блеска участков и прочих очевидных
дефектов (обратитесь к сопроводительным иллюстрациям).
|
|
1b. Осматривайте ремни с обеих
сторон, для чего перекручивайте их. Дефектные ремни подлежат
замене в обязательном порядке.
|
|
1c. Проверьте состояние ребер
на нижней стороне ремней, они должны иметь одинаковую глубину
при отсутствии признаков деформации.
|
|
2. Оценка усилия натяжения ремня
может быть произведена путем нажимания на него большим пальцем
на участке посередине между двумя соседними шкивами. Нажим должен
быть достаточно твердым. Параметром, характеризирующим усилие
натяжения ремня, является величина его прогиба при нажимании
(обратитесь к сопроводительной иллюстрации). Как правило, если
шкивы отстоят друг от друга на расстоянии от 180 до 280 мм,
величина прогиба должна составлять 6.4 мм, расстоянию между
шкивами в 305 – 405 мм соответствует прогиб в 12.5 мм – для
клиновидного ремня, и 6.4 мм – для мультиреберного.
|
|
|
|
Специалисты компании Toyota измеряют натяжение
ремня специальным динамометром (обратитесь к сопроводительной юллюстрации).
|
У дилеров в отделах торговли запчастями и инструментами можно приобрести тестеры-динамометры
фирм Nippondenso и Borroughs. Тестер крепится на коротком плече приводного ремня
и при натяжении со шкалы динамометра считывается показание. Этот способ является
наиболее точным.
Регулировка
Дизельные двигатели
|
1. Как правило, корректировка усилия натяжения ремня
(ослабление/усиление) осуществляется путем смещения в соответствующую
сторону приводимого ремнем навесного вспомогательного агрегата.
|
2. Обычно на каждый из используемых
на двигателе приводных ремней приходится по одному компоненту,
крепеж которого осуществляется посредством осевого/стопорного
и регулировочного болтов. Осевой/стопорный болт отпускается,
затем вращается в соответствующую сторону регулировочный (обратитесь
к сопроводительной иллюстрации).
|
3. Для ослабления усилия натяжения ремня компонент следует смещать
в сторону двигателя и наоборот. Закончив корректировку, проследите
за надежностью затягивания болтов.
|
|
Двигатель 2UZ-FE
Если установлен автоматический натяжитель приводного ремня, ручная регулировка
не требуется. Однако, чтобы убедиться в правильной работе натяжителя, натяжение
ремня можно проверить следующим образом.
|
|
1. Убедитесь в том, что при нажатии
на ремень с усилием около 98 Н натяжитель перемещается вниз
(обратитесь к сопроводительной иллюстрации).
|
2. Проверьте совмещение меток шкива натяжителя, чтобы убедиться в
том, что ремень не проскальзывает на нем. Если необходимо, замените
натяжитель.
|
3. Убедитесь в том, что метка
в виде стрелки находится внутри зоны «А» шкалы (обратитесь к
сопроводительной иллюстрации). Если метка находится вне зоны
«А», ремень требует замены. При установке нового ремня метка
должна находиться внутри зоны «В».
|
|
|
Замена
Дизельные двигатели
|
|
1. Для замены ослабьте усилие
натяжения ремня (см. выше) и скиньте его со своих шкивов. Разумно
будет производить замену всех ремней одновременно ввиду приблизительно
одинаковой скорости их износа. На большинстве моделей снизу
к капоту приклеивается ярлык со схемой прокладки приводных ремней
(обратитесь к сопроводительной иллюстрации).
|
2. При покупке новых ремней возьмите с собой старые в качестве образцов – сменные ремни должны строго соответствовать снятым с автомобиля
по типоразмеру. Проследите за правильностью посадки ремней на шкивах.
3. По завершении замены отрегулируйте натяжение новых ремней (см.
выше).
|
|
Двигатели 2UZ-FE
|
|
1. Чтобы снять приводной ремень
на этом двигателе, ухватив за болт натяжителя головкой с воротком
или трещоткой, поверните натяжитель против часовой стрелки,
чтобы снять натяжение, затем снимите ремень (обратитесь к сопроводительной
иллюстрации). Болт шкива натяжителя имеет левую резьбу.
|
2. Устанавливая ремень, проследите за тем, чтобы все его клинья были
уложены в ручьи шкивов и чтобы ремень не соскочил с канавки внизу
шкива.
|
|
|