5. Системы охлаждения двигателя, отопления салона и кондиционирования воздухаОбщая информация
Система охлаждения двигателя
Схема циркуляции охлаждающей жидкости (двигатель
2UZ-FE)
Все модели рассматриваемых в настоящем Руководстве автомобилей оборудованы работающей
при избыточном давлении системой охлаждения двигателя с термостатическим управлением
циркуляцией рабочей жидкости. Водяной насос роторного типа закреплен на блоке
двигателя и обеспечивает прокачку охлаждающей жидкости сквозь охладительный
тракт последнего. Поток жидкости омывает районы расположения каждого из цилиндров
в блоке, после чего направляется в заднюю часть двигателя. Проложенные в литье
блока и головки цилиндров охладительные каналы обеспечивают интенсивное охлаждение
впускных и выпускных портов, районов установки свечей зажигания и направляющих
втулок выпускных клапанов (обратитесь к иллюстрации выше). Насос крепится к
блоку и доступ к нему открывается после демонтажа передней крышки и газораспределительного
ремня.
Воскозаполненный термостат контролирует рабочую температуру двигателя в процессе
его разогрева. В первые минуты после запуска холодного двигателя термостат остается
закрытым, предотвращая тем самым циркуляцию охлаждающей жидкости через радиатор.
По мере приближения температуры двигателя к нормальному рабочему значению, клапан
термостата постепенно открывается, подключая к контуру охлаждения радиатор,
обеспечивающий максимальную интенсивность теплоотвода от рабочего тела (охлаждающей
жидкости).
Система охлаждения имеет герметичную конструкцию и плотно закрыта крышкой
радиатора, способной выдерживать определенное избыточное давление, что обеспечивает
повышение точки кипения охлаждающей жидкости и, соответственно, эффективности
теплоотвода через радиатор. При превышении внутренним давлением в системе некоторого
определенного значения, подпружиненная тарелка вмонтированного в крышку радиатора
предохранительного клапана приподнимается над своим седлом, обеспечивая перетекание
избытка охлаждающей жидкости по соединительной (переливной) трубке в расширительный
бачок. По мере остывания системы жидкость автоматически возвращается из бачка
в радиатор.
Ввиду перечисленных особенностей конструкции, такая система охлаждения получила
название замкнутой, поскольку в ней исключены какие-либо функциональные потери
рабочего тела.
Система отопления
Основными компонентами системы отопления салона являются электрический вентилятор
и теплообменник, помещенные в коробчатый кожух отопителя, закрепленный под панелью
приборов автомобиля. Теплообменник посредством резиновых шлангов соединен с
системой охлаждения двигателя. На некоторых моделях устанавливается задний отопитель
салона, расположенный под правым передним сиденьем. Блок управления функционированием
отопителя/кондиционера воздуха вмонтирован в панель приборов автомобиля. Разогретая
в двигателе охлаждающая жидкость циркулирует через теплообменник отопителя,
отдавая свое тепло заполняющему кожух воздуху. При включении отопления салона
происходит открывание пластинчатой заслонки, в результате чего внутренний объем
кожуха отопителя соединяется с объемом салона. При включении вентилятора крыльчатка
последнего начинает прогонять подаваемый в салон воздух через теплообменник,
обеспечивая его интенсивный разогрев.
Система кондиционирования воздуха
В состав системы кондиционирования входят установленный впереди радиатора
конденсатор, расположенный рядом с теплообменником отопителя испаритель, закрепленный
на блоке двигателя компрессор, и фильтрующий ресивер-осушитель (аккумулятор),
оборудованный редукционным клапаном высокого давления. Все компоненты соединены
между собой рефрижераторными линиями.
Вентилятор прогоняет поступающий в салон воздух сквозь теплообменник испарителя,
работающий в режиме, обратном режиму функционирования радиатора. Прокачиваемый
через теплообменник хладагент закипает и, испаряясь, отбирает у воздуха избыток
тепла. Температура внутри салона при этом снижается до требуемого комфортного
значения (по выбору оператора). Компрессор поддерживает циркуляцию хладагента
в системе, прокачивая разогретую жидкость через конденсатор, где она охлаждается
и поступает обратно в испаритель.
|