13.1. Замеры электрических измеренийПри проверке и ремонте электрики и электроники автомобиля необходимо измерять
различные электрические величины. То, что нужно делать в каждом конкретном случае,
описано ниже.
Измерение напряжения
Контрольная лампа:
это лампа с игольчатым контактом, иглой
которого можно проткнуть изоляцию проверяемого провода. Клемма на проводе лампы
подсоединяется к какому-нибудь зачищенному металлическому месту автомобиля,
т.е. к массе. Лампа в первую очередь сигнализирует, есть ли напряжение. По яркости
ее горения можно приблизительно оценить величину напряжения.
Диодный индикатор:
в электронных узлах нельзя производить проверку
с помощью обычной проверочной лампы. Она потребляет большой ток и может повредить
таким образом узлы электронной схемы. Для измерения в электронных схемах, надо
приобрести индикатор напряжения со светодиодом.
Вольтметр:
более точно напряжение можно измерить вольтметром
со стрелкой или цифровым табло. Измерения с помощью вольтметра не вредят электронным
узлам.
- Для измерения напряжения аккумуляторной батареи (как пример) измерительный
провод с обозначением «–» подключается к отрицательному полюсу аккумуляторной
батареи. Плюсовой провод (+) устанавливается на положительный полюс.
- Измерение напряжения с использованием массы: присоедините (+) положительный
провод измерительного прибора к соответствующей клемме; минусовый провод (–)
подсоедините к голому металлу кузова или двигателя.
- Чаще напряжение измеряется между 2 определенными контактами (например,
в приборе управления). Как в этом случае нужно подсоединять измерительный
прибор и измерить напряжение, а затем сравнить его с величиной, указано в
технической документации для этой контактной пары.
- Вольтметром можно проверить, в порядке ли провод массы: подсоедините плюсовой
провод измерительного прибора к положительному полюсу аккумуляторной батареи,
а минусовой провод к концу кабеля массы. Если «масса» исправна, то прибор
должен показать точное напряжение аккумуляторной батареи.
Измерение силы тока
Поступает ли электрический ток к потребителю, можно измерить амперметром или
тестером с соответствующим диапазоном измерения. Для этого электрическая цепь
должна быть разъединена, и измерительный прибор подключается между свободными
контактами.
- На практике это выглядит следующим образом: отсоедините соединительный
контакт провода, идущего к потребителю, и подключите измерительный прибор
между штекерной колодкой и соединительным контактом.
- Сила тока измеряется, к примеру, если существует подозрение, что где-то
существует «тайный» потребитель тока, который за ночь разряжает аккумуляторную
батарею. Чтобы обнаружить место «утечки», отсоедините провод массы от аккумуляторной
батареи и закрепите между полюсом аккумуляторной батареи и проводом массы
амперметр. Если прибор показывает наличие электрического тока, следует определить
электрическую цепь: вынимайте один за другим плавкие предохранители и вместо
них подключайте амперметр к язычкам контакта в коробке предохранителей. Таким
образом Вы сможете установить, в какой электрической цепи возникают потери.
- С помощью таблицы предохранителей, представленной в следующей главе, Вы
сможете определить, какие потребители включены в эту электрическую цепь, и
по очереди проверить их.
Измерение сопротивления
Измерение сопротивления в каком-либо узле при помощи точного омметра целесообразно
лишь в следующих случаях:
- Измерение сопротивления показывает, к примеру, какое собственное сопротивление
имеет определенный узел.
- Провода омметра (расположение полюсов при этом не имеет значения) для этого
подключаются к двум клеммам соответствующего узла.
- При измерении сопротивления «массы» один провод подключается к соответствующему
узлу, второй — к блоку двигателя или кузову.
- Далее проверяется, имеет ли провод или переключатель «проход» — тогда результат
измерения равен нулю, или ход электрического тока прерван — тогда результат
измерения стремится к бесконечности.
|