3.3.27.3. Уход за дизелемПоскольку дизель загрязняет масло в смазочной системе быстрее, чем бензиновый
двигатель, большинство производителей автомобилей предусматривают более частую
смену масла и фильтра.
Специальные масла дизелей широко доступны сегодня и, судя по отзывам, довольно
эффективны. Однако любое высококачественное моторное масло для карбюраторных
двигателей также подойдет и для дизеля, если только его менять через определенные
интервалы. Прочтите этикетку на банке, в которой изготовитель обычно дает указания
в отношении дизелей. Если на этой этикетке ничего не найдете, то посмотрите
этикетку на контейнере, в котором были упакованы банки.
У двигателей с верхним распредвалом следует заменять зубчатый ремень через указанные
интервалы. В противном случае не исключено соударение поршня с клапанами, когда
ремень внезапно порвется. Устранение последствий последнего потребует от вас
немалых финансовых затрат. На практике уже имелись случаи обрыва ремней с пробегом
до 48 тыс. км, но происходило это в результате попадания на них масла или воды
из-за разгерметизации соответственно систем смазки и охлаждения. Однако, если
вы вздумаете ездить, не меняя ремня, после пробега 58 тыс. км, то ваше нежелание
потратить время на своевременную замену ремня может обернуться для вас в дальнейшем
значительно большими затратами времени и денег.
Для замены топливного фильтра покупайте наилучший из доступных вам. Некоторые
фильтры могут выглядеть внешне хорошо, но "плохо исполнять свои прямые
обязанности". Не забудьте также сменить уплотнительное кольцо на корпусе
фильтра. Еще отметим, что на дизеле одинаково трудно предотвратить как утечку
топлива, так и подсос воздуха в топливную систему, которые сильно нарушают работу
двигателя.
Если воздух попадает в топливопроводы, то может потребоваться удаление его оттуда
через специальный клапан с помощью небольшого ручного насоса, обычно монтируемого
для этих целей на топливном насосе высокого давления. Многие современные дизели
имеют системы питания, самоудаляющие воздух. Нужно лишь крутануть двигатель
стартером, и воздух удалится.
Трудно избежать того, чтобы в топливном фильтре не конденсировалась влага, поэтому
для некоторых дизелей на панели приборов предусматривается сигнальная лампа,
извещающая о наличии воды в топливной системе.
Обычно при замене масла требуется только проверить состояние фильтра. Однако
в случае эксплуатации автомобиля в тяжелых условиях, таких как повышенная влажность
и большие перепады между дневной и ночной температурами, проверять состоянии
фильтров следует чаще.
Все дизели на холоде дымят, но это не должно быть чрезмерным. Одной из наиболее
распространенных причин этого является сбой в момент подачи топлива насосом
высокого давления, который легко устраняется путем повторной регулировки момента
впрыска по меткам на коленчатом вале и насосе. Данная работа очень напоминает
регулировку начального угла опережения зажигания на бензиновом двигателе. Операция
может быть сделана на неработающем двигателе, однако лучше приобрести для этих
целей специальную лампу для установки момента впрыска на дизеле, которая крепится
зажимом на топливоподводящей трубке форсунки и вспыхивает под действием толчков
топлива, проходящего по трубке.
Другой причиной является подтекание топлива через форсунки с неплотно закрываемым
топливоподающим каналом, что может приводить к переполнению цилиндра топливом
и, как следствие, к чрезмерному дымлению при пуске. Кроме общей очистки форсунок
и замены изношенных при пробеге около 110 тыс. км, мало что можно сделать еще
в домашних условиях, чтобы проверить их работу. Разве что снять их и отдать
проверить на каком-либо контрольном оборудовании.
Новые форсунки не дешевы, но вы сможете сэкономить немалую сумму, обратившись
на станцию, занимающуюся ремонтом дизелей, и прокалибровать форсунки по вполне
приемлемой цене. Цена на услугу зависит от расположения станции и наличия вокруг
нее магазинов запчастей.
Однако вы в состоянии продлить срок службы форсунок, поддерживая в чистоте всасываемый
дизелем воздух и топливные фильтры, и тем самым противодействовать загрязнению
форсунок. Для этих целей следует периодически заливать в топливный бак в небольшом
количестве специальные очистители.
Если следить за топливным насосом высокого давления, то он будет долго и исправно
функционировать. Однако хотим предупредить, что его замена – довольно дорогая
затея.
Плохой пуск и низкая приемистость дизеля могут быть обусловлены многими вещами:
недоброкачественными пусковыми свечами, засорением каналов топливных магистралей,
приводящим к падению давления подачи топлива, неисправностью топливопроводов
и даже неправильной установкой форсунок. Определить плохо работающие пусковые
свечи легко по тому, как долго не гаснет контрольная лампочка предпускового
прогрева.
Поговорите с владельцами дизельных машин, и вы увидите, что никто из них и думать
не хочет о том, чтобы снова сесть за руль бензинового автомобиля. Возможно,
наступил и ваш черед, если дизель вполне отвечает вашим запросам.
Таблица неисправностей и методов их устранения на дизеле с топливной аппаратурой
фирмы Bosch
Неисправность
|
Коды возможных причин
|
Затрудненный пуск
|
1 – 9, 12, 13, 20, 22
|
Неустойчивый холостой ход
|
1, 2, 14, 18, 21, 22
|
Неравномерный холостой ход прогретого двигателя
|
2, 10, 13, 17, 20, 22
|
Перебои в работе двигателя под нагрузкой
|
1, 2, 4, 5 – 10, 16, 22
|
Падение мощности двигателя
|
1, 4 – 7, 9, 10, 11, 13, 15, 16, 19 – 22
|
Повышенный расход топлива
|
7, 9, 10, 11, 13, 14, 19, 21, 22
|
Двигатель не останавливается
|
3, 21, 22
|
Низкая приемистость, выхлоп с черным дымом, падение мощности
двигателя
|
2, 5, 9, 10, 11, 13, 19 – 22
|
Сизый выхлоп при максимальной нагрузке (белый или голубой)
|
1, 2, 4, 5, 8, 9, 13, 19, 22
|
Ненормальные минимальные и максимальные обороты холостого
хода
|
14, 15, 18, 21
|
Двигатель не разгоняется
|
1, 2, 4, 6, 8, 9, 10, 19, 20, 21
|
Топливный насос высокого давления перегревается
|
16
|
ВОЗМОЖНАЯ НЕТСПРАВНОСТЬ
|
МЕТОД УСТРАНЕНИЯ
|
Пустой топливный бак или засорен вентиляционный клапан
бака
|
Заправить бак, промыть топливопроводы, очистить вентиляционный
клапан
|
Наличие воздуха в топливной системе
|
Прокачать топливную систему, устранить подсос воздуха
|
Неисправен электромагнитный клапан дизеля или регулятор
пусковой подачи топлива
|
Отремонтировать или заменить
|
Засорен топливный фильтр
|
Заменить топливный фильтр
|
Засорены топливопроводы низкого давления
|
Восстановить проходные сечения топливопроводов
|
Засорены топливопроводы низкого давления
|
Промыть или заменить топливопроводы
|
Неплотные соединения, топливопроводы подтекают или сломаны
|
Подтянуть соединения, устранить течь
|
Отложения парафина в топливном фильтре
|
Заменить фильтр, использовать сезонное топливо
|
Неправильное опережение впрыска топлива
|
Отрегулировать начальный угол опережения впрыска топлива
|
Неисправны сопла форсунок
|
Отремонтировать или заменить
|
Засорен воздушный фильтр
|
Заменить фильтрующий элемент
|
Неисправна система предпускового подогрева
|
Заменить неисправные пусковые свечи
|
Распределение впрыска по цилиндрам не соответствует
порядку их работы
|
Переставить топливопроводы высокого давления в требуемом
порядке
|
Ненормальные обороты холостого хода
|
Отрегулировать винтом обороты холостого хода
|
Ненормальные максимальные обороты холостого хода
|
Отрегулировать винтом максимальные обороты двигателя
|
Засорен или неисправен перепускной клапан
|
Очистить калиброванный канал или заменить клапан
|
Негерметичен нагнетательный клапан (на четырехцилиндровом
дизеле) или два клапана (на шестицилиндровом)
|
Заменить клапан(ы)
|
Усилие буферной пружины регулятора частоты вращения
дизеля не отрегулировано
|
Отрегулировать усилие буферной пружины
|
Неисправна муфта опережения подачи топлива
|
Отремонтировать или заменить муфту
|
Низкая компрессия
|
Восстановить компрессию
|
Неисправен или не отрегулирован регулятор частоты вращения
двигателя
|
Отрегулировать или заменить регулятор
|
Топливный насос высокого давления неисправен или не
поддается регулировке
|
Снять насос и отдать в ремонт
|
|