3.2.1.10. Рычаги привода клапанов и гидравлические регуляторыУдаление воздуха из
гидрорегулятора
|
1. Шариковый клапан
2. Пруток
3. Плунжер |
Снятие
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Снимите распредвалы (см. подраздел
3.2.1.9). |
2. Приготовьте 16 чистых пластиковых
пакетиков и пронумеруйте их от 1 до 16. Можно также обойтись коробкой
с 16 отделениями. |
|
|
3. Снимите первый рычаг привода
клапанов, извлеките из отверстия в головке цилиндров гидрорегулятор
и положите в пакетик вместе с рычагом, соблюдая рабочее положение
этих деталей.
Предупреждение
Гидрорегулятор
должен храниться только в рабочем положении. При хранении в горизонтальном
или в перевернутом положении внутрь регулятора попадет воздух, который
перед сборкой необходимо удалить следуя рекомендациям изложенным
в пп.9 и 10 (см. ниже).
|
4. Снимите с торцов клапанов дистанционные
прокладки и направляющие диски, положите эти детали в пакетик с вместе
гидрорегулятором. |
5. Повторите действия согласно п.3
и достаньте рычаги привода клапанов, гидрорегуляторы, дистанционные
прокладки и направляющие диски остальных клапанов. Не перепутайте
рычаги и гидрорегуляторы, в противном случае эти детали будут подвержены
усиленному износу. |
|
Проверка состояния
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Проверьте поверхность соприкосновения рычага
с кулачком рапредвала, наличие на этой поверхности следов износа и
повреждений. Если рычаги изношены, то на кулачках распредвала тоже
будет наблюдаться повышенный износ (см. подраздел
3.2.1.9). При необходимости замените рычаги. |
2. Проверьте наличие признаков усиленного износа
на гидрорегуляторах и в сопряженных отверстиях в головке цилиндров.
Если имеется необходимый измерительный инструмент, то степень износа
можно установить с помощью прямых измерений. Для этого измерьте внутренний
диаметр отверстия под гидрорегулятор в головке цилиндров и наружный
диаметр гидрорегулятора. Зазор в гидрорегуляторе равен разности этих
диаметров. Сравните полученную величину зазора с нормативной, указанной
в разделе (см. подраздел 3.2.1.1).
При необходимости замените изношенные детали. |
3. Проверьте наличие признаков износа на направляющих
дисках рычагов, при необходимости замените. |
|
Установка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Перед сборкой необходимо проверить
толщину каждой дистанционной прокладки, чтобы определить пригодность
для дальнейшего использования. Эта операция особенно необходима в
том случае, если будут устанавливаться новые клапаны и седла клапанов,
или если клапаны подвергались перешлифовке. Порядок проверки толщины
прокладок описан в пп. 2–5. Если же головка цилиндров не подвергалась
ремонту и измерение толщины прокладок является нецелесообразным, то
продолжайте сборку, руководствуясь см. п.
8 и далее. |
|
2. Установите направляющий диск рычага привода
на торец того клапана, с которого этот диск был снят (это очень
важно, см. п.13). Закрепите на головке
цилиндров стрелочный индикатор, приведите подвижный зонд ножки индикатора
в соприкосновение с упорной поверхностью направляющего диска, находящейся
в контакте с рычагом привода клапана. Установите шкалу индикатора
на ноль.
|
|
3. Затем осторожно поднимите зонд ножки индикатора
и поверните индикатор строго параллельно первоначальному положению.
Приведите зонд индикатора в соприкосновение с торцом другого клапана,
на который будет действовать рычаг привода, т.е. второго клапана
из того же цилиндра.
|
Предупреждение
При повороте
индикатор должен перемещаться строго параллельно первоначальному
положению, в противном случае показания будут ошибочными.
|
4. Считайте показание индикатора,
которое будет равно расстоянию между торцом стержня клапана и упорной
поверхностью направляющего диска, на которую воздействует рычаг привода
клапана, запишите это показание. Чтобы убедиться в строго параллельном
перемещении индикаторной головки в процессе измерения, поверните головку
обратно в первоначальное положение, в котором зонд индикатора соприкасается
с упорной поверхностью направляющего диска. Показание индикатора при
возврате в первоначальное положение должно быть равно нулю. Повторите
описанные выше измерения для каждой пары впускных и выпускных клапанов
всех цилиндров. Результаты измерений запишите. |
5. На основании проведенных измерений
определите подходящую толщину дистанционных прокладок для каждой пары
клапанов. Толщина прокладки должна быть в точности равна результату
измерения, однако изготовителем установлен допуск в пределах ±0,025
мм.
Предупреждение
В запчасти
поставляются прокладки с толщиной от 2,800 до 3,200 мм с шагом в
0,025 мм.
|
|
6. Значение толщины нанесено на нижней поверхности
прокладки (например, 2875 означает толщину в 2,875 мм), тем не менее,
весьма целесообразно измерить действительную толщину заменяемой
прокладки микрометром, так как возможно уменьшение толщины вследствие
износа.
|
7. Установите дистанционные прокладки
на соответствующий клапан, проследив, чтобы поверхность с маркировкой
была обращена вниз. |
|
8.
Если толщина прокладки не измерялась, то установите направляющие
диски и регулировочные дистанционные прокладки (указаны стрелками)
на соответствующие клапаны, проследив, чтобы поверхность прокладок
с маркировкой была обращена вниз.
|
9.
Перед установкой гидрорегуляторов убедитесь, что внутри них отсутствует
воздух. Для этого нажмите на плунжер регулятора (регулятор при этом
должен находиться в вертикальном положении, плунжер обращен вверх),
перемещение плунжера ощущаться не должно. Если плунжер перемещается
на более чем 1,0 мм, то внутри гидрорегулятора присутствует воздух.
Если обнаружено попадание воздуха внутрь регулятора, или если устанавливается
новый регулятор, то воздух следует удалить, поступив следующим образом.
Предупреждение
На работающем
двигателе воздух из гидрорегуляторов самопроизвольно не удаляется.
Если регуляторы будут установлены без удаления попавшего внутрь
воздуха, то их нормальная работа нарушается и будет прослушиваться
повышенный шум.
|
10. Приготовьте небольшой сосуд,
размеры которого немного превышают размеры гидрорегулятора, и пруток
(например отрезок сварочного электрода), который проходит в отверстие
в плунжере регулятора. Заполните сосуд чистым маслом для двигателя,
марка которого соответствует залитому в двигатель, погрузите гидрорегулятор
в сосуд с маслом, соблюдая вертикальное рабочее положение (плунжер
обращен вверх). Введите пруток в отверстие в плунжере и слегка надавите
на шариковый клапан регулятора (см. рис. Удаление
воздуха из гидрорегулятора). Удерживая пруток в таком положении,
медленно перемещайте плунжер вверх и вниз. При этом воздух начнет
выходить из пространства под шариковым клапаном. После прекращения
выхода пузырьков из верхней части гидрорегулятора отпустите плунжер
и достаньте пруток, после чего шариковый клапан закроется.
Предупреждение
При отпускании
плунжера удерживайте шариковый клапан в открытом состоянии.
|
11. Достаньте гидрорегулятор из
сосуда и проверьте ход плунжера (см. п. 9). |
12. После удаления воздуха из гидрорегуляторов
установите их в головку цилиндров на прежние места. |
13.
Установите на прежние места рычаги привода клапанов, обратив внимание
на правильность зацепления рычагов с гидрорегуляторами и направляющими
дисками.
Предупреждение
Окончания рычагов,
которые входят в зацепление с дистанционной прокладкой и направляющей
втулкой различаются по ширине. Окончание рычага со стороны дистанционной
прокладки несколько шире чем со стороны аправляющей втулки. Если
рычаг не соответствует данному клапану, то окончание рычага не зайдет
в прорезь на торце направляющей втулки.
|
14. Установите распредвалы (см.
подраздел 3.2.1.9). |
|
|