3.2.1.11. Головка цилиндров
Предупреждение
Чтобы облегчить сборку,
нанесите метки на снимаемые кронштейны, а также обозначить маршруты укладки
проводов и шлангов.
Снятие
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Слейте охлаждающую жидкость. |
2. Снимите распредвалы (см. подраздел
3.2.1.9). |
3. Имейте в виду, что в приводимом
ниже описании подразумевается снятие головки в сборе с выпускным и
всасывающим коллекторами. При этом объем работ по снятию головки уменьшается,
зато затрудняются манипуляции с головкой из-за увеличенных размеров
и веса всей сборки. Рекомендуется сначала снять оба коллектора (см.
подраздел 6.1.12 и
подраздел 6.1.13). |
4. На двигателях с предварительным
приготовлением топливно – воздушной смеси (одноканальной системой
впрыска) выполните следующие мероприятия:
– cнимите воздушный
фильтр;
– выполните мероприятия
по декомпрессии топливной системы и отсоедините от камеры дроссельной
заслонки шланг подачи топлива и обратный шланг (заглушите все отверстия,
чтобы исключить потери топлива и попадание грязи внутрь топливной
системы);
– отсоедините трос привода
дроссельной заслонки;
– отсоедините разъемы проводки
от камеры дроссельной заслонки, всасывающего коллектора и других деталей;
– отсоедините шланги вакуумного
усилителя тормозов, системы охлаждения и системы вентиляции картера
от соответствующих клапанов и патрубков, смонтированных на головке
цилиндров;
– снимите опорный кронштейн
всасывающего коллектора;
– отсоедините от выпускного
коллектора приемную трубу глушителя. |
5. На двигателях с непосредственным
впрыском топлива (с многоканальной системой впрыска) выполните следующие
мероприятия:
– снимите воздушный фильтр
и воздуховод;
– выполните мероприятия
по декомпрессии топливной системы и отсоедините от распределителя
топлива шланг подачи топлива и обратный шланг (заглушите все отверстия,
чтобы исключить потери топлива и попадание грязи внутрь топливной
системы);
– отсоедините трос привода
дроссельной заслонки;
– отсоедините разъемы проводки
от камеры дроссельной заслонки, всасывающего коллектора и других деталей.
Отсоедините проводку от форсунок и отведите в сторону, чтобы не мешала
снятию головки цилиндров;
– отсоедините шланги вакуумного
усилителя тормозов, системы охлаждения и системы вентиляции картера
от соответствующих клапанов и патрубков, смонтированных на головке
цилиндров;
– снимите опорный кронштейн(ы)
всасывающего коллектора;
– отсоедините от выпускного
коллектора приемную трубу глушителя. |
6. На автомобилях, оборудованных
автоматической трансмиссией, отсоедините трос переключения на пониженную
передачу от камеры дроссельной заслонки. |
7. Ослабьте хомуты и отсоедините
шланги от насоса охлаждающей жидкости, от радиатора отопителя и от
маслоохладителя (если предусмотрен). Отсоедините также шланги радиатора
системы охлаждения в передней части головки цилиндров. |
8. На двигателях с непосредственным
впрыском топлива модификации Phase I снимите стартер (см. подраздел
7.6) затем ослабьте и отверните болт крепления трубопроводов охлаждающей
жидкости к задней части блока цилиндров. |
9. Отсоедините разъемы проводки
от распределителя зажигания, от катушки зажигания и от транзисторного
блока питания. Отсоедините рукав проводки от хомутов, отведите в сторону
от головки цилиндров. Отверните болты и снимите все провода на массу,
закрепленные на головке цилиндров и на всасывающем коллекторе. |
10. Отпустите болты крепления кронштейна
генератора к головке цилиндров. |
|
11. Ослабьте затяжку и отверните
болты М6, крепящие головку цилиндров к крышке цепи газораспределительного
механизма (если эти болты еще не отвернуты), отверните также болт
в передней части головки цилиндров. |
|
12. Работая в последовательности,
обратной изображенной на схеме, ослабьте затяжку всех десяти основных
болтов крепления головки цилиндров. Ослабляйте болты в несколько приемов,
на 1/2 оборота за прием, до тех пор пока болты не станут отворачиваться
от руки. |
13. Достаньте болты и шайбы, обратив
внимание на их положение в головке цилиндров. |
14. Снимите головку цилиндров. Эту
операцию желательно выполнять с помощником, так как головка в сборе
с распредвалами довольно тяжелая (особенно если не сняты коллекторы).
Снимите с блока цилиндров прокладку, обратив внимание на два установочных
штифта. Если штифты достаются из отверстий, то снимите их, запомнив
положение первоначальной установки, и храните с головкой цилиндров.
Обратите также внимание на правильную установку масляных форсунок
в блоке цилиндров. Если форсунки ослаблены и их можно вынуть, то снимите
их и храните вместе с головкой цилиндров. |
15. Проверьте наличие повреждений
на разъемных поверхностях головки и блока цилиндров (глубоких царапин,
сколов и др.). Незначительные повреждения удаляются надфилем, серьезные
повреждения удаляются только шлифовкой. |
16. Если головка будет разбираться
для капитального ремонта, то руководствуйтесь описанием в соответствующем
подразделе. |
|
Подготовка к сборке
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Изготовителем рекомендуется измерить болты
крепления головки цилиндров с целью определения их дальнейшей пригодности.
Измерьте длину каждого болта (предварительно сняв шайбы) от внутренней
поверхности головки болта до торца резьбовой части. Если длина всех
болтов менее 158,2 мм, то болты можно использовать. Если же длина
хотя бы одного из болтов превышает 158,2 мм, то все болты в комплекте
следует заменить. С учетом тех усилий, которые испытывают болты головки
цилиндров, настоятельно рекомендуется их заменить независимо от состояния. |
2. Перед установкой головки цилиндров на двигатель
тщательно очистите разъемные поверхности головки и блока. Удалите
остатки нагара и материала прокладки твердым пластмассовым или деревянным
шпателем, очистите также от нагара днища поршней. При очистке соблюдайте
особую осторожность, так как поверхности можно легко повредить. Также
примите меры, исключающие попадание удаляемого нагара в масляные каналы
или каналы системы охлаждения в блоке цилиндров, в противном случае
возможно блокирование каналов и нарушение смазки деталей двигателя.
Клейкой лентой и бумагой закройте отверстия масляных каналов, каналов
системы охлаждения и отверстия под болты в блоке цилиндров. Чтобы
исключить попадание грязи в зазор между поршнем и цилиндром замажьте
зазор консистентной смазкой по краю днища поршня. После очистки поршней
удалите щеткой смазку из зазора и вытрите остатки смазки чистой ветошью. |
3. Проверьте наличие повреждений на разъемных
поверхностях головки и блока цилиндров (глубоких царапин, сколов и
др.). Незначительные повреждения удаляются надфилем, серьезные повреждения
удаляются только шлифовкой. |
4. Если имеются подозрения на деформацию разъемных
поверхностей, то проверьте отклонение этих поверхностей от плоскости
с помощью калибра. |
|
Установка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Протрите насухо разъемные поверхности
головки и блока цилиндров. Поставьте на место два установочных штифта
(если снимались) и вставьте масляные форсунки в блок цилиндров. |
2. Положите на блок цилиндров новую
прокладку, совместив отверстия в прокладке со штифтами. |
3. С помощником осторожно установите
головку на блок цилиндров, совместив головку с установочными штифтами. |
|
4. Смажьте резьбы и нижние части
головок болтов чистым маслом. Оденьте на болты шайбы и осторожно вставьте
болты в соответствующие отверстия в головке цилиндров (ронять болты
в отверстия не допускается). Заверните болты и затяните от руки. |
|
|
5. Затяните основных 10 болтов крепления
головки цилиндров в указанной последовательности, с моментом, соответствующим
1-му этапу затяжки. Затягивать динамометрическим ключом с торцовой
головкой. |
6. После выполнения 1-го этапа затяжки
затяните болты с моментом 2-го этапа. |
7. Выждите минуту и отпустите болты
в последовательности обратной указанной на схеме затягивания болтов
в п. 5. Ослабляйте затяжку постепенно, на 1/2 оборота за прием, до
тех пор пока болты не станут отворачиваться от руки. |
8. Снова затяните 10 болтов от руки,
затем затяните, соблюдая последовательность, с моментом 3-го этапа
затяжки. |
|
9. После выполнения 3-го этапа,
доверните болты на угол, указанный для 4-го этапа затяжки. Затяжку
на данном этапе рекомендуется выполнять ключом с угловой шкалой, чтобы
обеспечить точное выполнение требований к затяжке. При отсутствии
ключа с угловой шкалой нанесите краской метки на головку болта и на
поверхность головки цилиндров. Метки должны располагаться под заданным
углом. По этим меткам следует ориентироваться при выполнении 4-го
этапа затяжки. |
10. После выполнения 4-го этапа
затяжки основных болтов головки цилиндров затяните болты с моментом
5-го этапа, соблюдая указанную последовательность. |
11. После окончательной затяжки
основных болтов головки цилиндров заверните болты М6 в передней части
головки цилиндров и затяните их с заданным моментом. |
12. Уложите проводку по прежнему
маршруту, подсоедините разъемы проводки к распределителю зажигания,
к катушке зажигания и к транзисторному блоку питания. Закрепите проводку
по месту обвязками и хомутами. |
13. Присоедините к головке цилиндров
и к коллектору провода, идущие на массу, надежно затяните болты. |
14. На двигателях с непосредственным
впрыском топлива модификации Phase I вверните в блок цилиндров болт
крепления патрубка системы охлаждения и надежно затяните. Установите
стартер (см. подраздел 7.6). |
15. Присоедините шланги системы
охлаждения, соблюдая первоначальный порядок их установки, закрепите
шланги хомутами. |
16. Руководствуясь соответствующей
Частью в Главе 4, выполните следующие операции:
– присоедините всю проводку,
шланги и тросы управления к деталям топливной системы и к всасывающему
коллектору;
– установите опорный кронштейн
всасывающего коллектора;
– присоедините приемную
трубу глушителя к выпускному коллектору;
– установите воздушный фильтр
и канал воздуховода (если предусмотрен). |
17. На автомобилях, оборудованных
автоматической трансмиссией, присоедините и отрегулируйте трос переключения
на пониженную передачу. |
18. Установите распредвалы (см.
подраздел 3.2.1.9). |
|
|