3.29. Проверка состояния батареи, уход за ней и зарядка* Данная процедура в рекомендованный производителем График ТО также не входит, настоящий раздел добавлен в Главу Текущий уход и обслуживание по инициативе составителей ввиду особой важности поддержания аккумуляторной батареи в исправном состоянии при эксплуатации автомобиля в районах с холодным климатом.
Общая информация
|
Выполнение проверок состояния и обслуживания батареи требует соблюдения некоторых особых мер предосторожности. Помните, что выделяемый электролитом водород является в высшей мере взрывоопасным газом. Не курите, и не приближайтесь к месту проведения работ с открытым огнем или зажженной сигаретой! Не забывайте, что собственно электролит представляет собой разбавленную серную кислоту, которая при попадании в глаза или на открытые участки тела способна вызвать сильные химические ожоги. Электролит также легко может повредить ткань одежды и лакокрасочное покрытие кузовных панелей!
|
|
При зарядке аккумуляторной батареи следуйте инструкциям изготовителей зарядного устройства. Если зарядка производится без снятия с автомобиля, не забудьте отсоединить от батареи провода с целью устранения риска повреждения диодов генератора и различных электронных модулей.
|
Установленная правом заднем углу двигательного отсека 12-вольтная батарея состоит из шести банок, в которые помещены положительные и отрицательные пластины (ламели), погруженные в раствор серной кислоты. Главной задачей батареи является вырабатывание тока, необходимого для осуществления
запуска двигателя, обеспечения зажигания/активации свечей накаливания, а также функционирования осветительных приборов и прочих бортовых и вспомогательных потребителей электроэнергии.
Стопроцентная отдача батареи имеет место при температуре окружающей среды 27°С, при -18°С эффективность отдачи падает до 40% и для осуществления запуска двигателя требуется в два с небольшим раза больше энергии. Двумя основными показателями, позволяющими оценить рабочие характеристики батареи являются
пусковой ток и
резервная
мощность.
Пусковой ток
(стартовая мощность) показывает способность аккумулятора запустить двигатель в условиях очень холодной погоды. Данный параметр декларирует величину тока (в Амперах), который батарея способна отдавать в течение 30 секунд при температуре -18°С без падения напряжения ниже 7.2 В (минимальный уровень, требуемый для надежного старта). Чем выше данный показатель, тем больше стартовая мощность аккумулятора.
Резервная мощность показывает время в минутах, в течение которого батарея способна вырабатывать ток силой 25 Ампер при 27°С, т.е. период гарантированного функционирования всех вспомогательных бортовых потребителей электроэнергии в условиях плохой освещенности/в дождь/в холодную погоду, а также при неисправном генераторе.
В зимних условиях, при температурах ниже -18°С эффективность подзарядки батареи снижается ввиду возрастания внутреннего сопротивления. В условиях напряженного городского цикла в холодную погоду потери энергии, затрачиваемой батареей на запуск двигателя, не успевают восполниться за время движения по относительно коротким маршрутам, ввиду чего батарея начинает работает на износ, постепенно разряжаясь и, в конце концов, выходит из строя необратимо.
В летние месяцы при длительных поездках запуск сильно разогретого двигателя также может потребовать значительных (не меньших чем в морозную погоду) расходов электроэнергии, - сказанное в особой мере относится к моделям, оборудованным высококомпрессионными двигателями с большим рабочим объемом цилиндров, а также к моделям, оснащенным системой кондиционирования воздуха.
Уход и обслуживание
|
- Описание процедур снятия и установки батареи приведено в Главе
Системы электрооборудования двигателя.
- Рассматриваемые в настоящем Руководстве модели стандартно оснащаются не нуждающимися в уходе батареями. После быстрой разрядки батареи (например, если при неработающем двигателе были оставлены включенными фары) зарядку следует производить в течение 10 часов в медленном режиме. Если разрядка происходила в течение долгого времени (например, при повышенной электрической нагрузке при работающем двигателе), достаточно будет заряжать ее в течение двух часов током силой 20-30 А.
- Если для защиты положительной полюсной клеммы аккумулятора используется резиновый протектор, старайтесь регулярно проверять его состояние и надежность фиксации. Протектор должен полностью закрывать клеммное соединение.
- Периодически производите осмотр внешнего состояния батареи, проверяя ее корпус на наличие трещин и прочих механических повреждений.
- Следите за надежностью затягивания клеммных зажимов проводов. Осматривайте провода по всей их длине, проверяя на наличие трещин и потертостей изоляции и повреждений токопроводной жилы.
- При обнаружении следов развития коррозии (рыхлый налет белого цвета) на полюсных клеммах
отсоедините от батареи оба провода и зачистите клеммы и клеммные зажимы специальной проволочной щеткой. Развитие коррозии может быть минимизировано путем установки специально обработанных войлочных шайб, - спрашивайте в магазинах автомобильных аксессуаров. Не менее эффективно действует также обработка состыкованных клеммных соединений бескислотным вазелином или подходящей смазкой.
- Не забывайте время от времени проверять состояние установочного поддона батареи. Периодически проверяйте надежность затягивания крепежа прижимной планки. Следы развития коррозии могут быть удалены с поддона, корпуса батареи и окружающих поверхностей при помощи водного раствора пищевой соды, - нанесите приготовленную смесь небольшой щеткой и после некоторой выдержки смойте ее обильным количеством чистой воды.
- Подвергшиеся коррозии кузовные элементы следует перед восстановлением лакокрасочного покрытия покрывать грунтовкой на цинковой основе.
- Перед установкой батареи на поддон следите, чтобы на поверхности последнего не были оставлены никакие посторонние предметы. Не затягивайте клеммные зажимы проводов с чрезмерным усилием.
- На корпусах батарей, входящих в стандартную комплектацию автомобилей KIA обычно нанесены контрольные метки, - следите, чтобы уровень электролита не выходил за пределы диапазона, отмеченного надписями «UPPER LEVEL» и «LOWER LEVEL», в случае необходимости доливайте в соответствующие банки дистиллированную воду.
- Время от времени проверяйте плотность электролита при помощи ареометра, - минимальное допустимое значение составляет 1200 единиц.
|
|
|