2.1.8. Проверка и обслуживание батареи (каждые 4800 км (3000 миль) пробега или раз в 3 месяца)
|
При проверке и обслуживании батареи следует соблюдать специальные меры предосторожности. В банках батареи всегда присутствует в высшей мере огнеопасный водород, поэтому недопустимым является приближение к месту проведения работ с зажженной сигаретой, и любыми источниками открытого огня. Работайте только неискрообразующим инструментом. Электролит батареи представляет собой раствор серной кислоты и попадание его в глаза и на открытые участки тела чревато серьезными травмами. Кроме того, электролит легко разрушает ткань одежды и краску панелей кузова автомобиля. При отсоединении от батареи проводов всегда начинайте с отрицательного. Подсоединять же его следует, наоборот, последним.
|
Обслуживание
Добросовестный подход к уходу за батареей с соблюдением интервалов текущего обслуживания является единственным залогом безотказного запуска автомобиля. Перед тем как приступить к работе, удостоверьтесь в наличии под рукой необходимого оборудования, обеспечивающего гарантию безопасного выполнения процедур обслуживания батареи.
|
Инструменты и материалы, необходимые для обслуживания батареи.
|
1 — Лицевой экран/защитные очки - При удалении коррозии с клемм батареи при помощи щетки частицы кристаллизовавшейся кислоты легко могут попасть в глаза
2 — Пищевая сода - Раствор пищевой соды в воде применяется для нейтрализации коррозии
3 — Бескислотный вазелин - Нанесение слоя такого вазелина на каждую из клемм батареи также поможет предотвратить развитие коррозии
4 — Приспособление для чистки клемм батареи/наконечников проводов - Такого типа проволочная щетка отлично удаляет с клемм батареи/наконечников проводов любые следы коррозии
5 — Пропитанные войлочные шайбы - Надевание таких шайб клеммы батареи непосредственно под наконечники проводов поможет предотвратить развитие коррозии (проследите за тем, чтобы были подобраны шайбы требуемого типа в случае бокового расположения клемм)
6 — Съемник - Иногда клеммные зажимы с трудом поддаются снятию с клемм батареи даже после полного отдавания стяжного болта/гайки. Такого рода съемник поможет без повреждений снять зажимы с клемм в строго вертикальном направлении
7 — Приспособление для зачистки клемм батареи/наконечников проводов - Другой тип зачищающего инструмента, слегка отличающийся по конструкции и принципу действия от упомянутого в пункте 4, однако, предназначенный для той же цели
8 — Резиновые перчатки - Являются другим средством личной защиты при работе с батареей; помните, что внутри батареи содержится кислота!
При выполнении процедур обслуживания батареи необходимо соблюдать некоторые особые меры предосторожности. Всегда предварительно отключайте все электрооборудование и отсоединяйте от батареи отрицательный провод.
В банках батареи непрерывно выделяется водород, одновременно огне- и взрывоопасный. Ни в коем случае не допускайте случайного искрообразования, а также не приближайтесь к месту проведения работ с зажженной сигаретой или другим видом открытого огня. Зарядку батареи производите в хорошо вентилируемом помещении.
Электролит содержит токсичную и в высшей степени агрессивную серную кислоту. Не допускайте попадания электролита в глаза, на открытые участки тела, одежду и окрашенные поверхности автомобиля. Попадание внутрь организма даже незначительного количества электролита чрезвычайно опасно! В ходе обслуживания батареи обязательно надевайте защитные перчатки и очки. Не разрешайте детям приближаться к батарее.
|
- Проверьте внешнее состояние батареи. Если положительная клемма батареи и ее клеммный зажим на Вашем автомобиле оборудованы резиновым протектором, проверьте его на наличие порезов и других повреждений. Протектор должен полностью накрывать клемму вместе с зажимом. Проверьте зажимы на надежность крепления на клеммах и наличие признаков коррозии. Корпус и крышка батареи не должны иметь трещин. Батарея должна надежно крепиться на поддоне прижимными планками. Проверьте оба провода батареи по всей их длине на наличие трещин и протертостей изоляции.
- Если в ходе внешнего осмотра батареи обнаружены следы коррозии (в особенности в районе расположения клемм), которые представляют собой хрупкую белого цвета корку, батарея должна быть снята для проведения чистки. Ключом ослабьте болты клеммных зажимов - помните, что первым должен отсоединяться отрицательный провод - и снимите зажимы с клемм. Затем отдайте крепеж (болт с гайкой) прижимной планки, снимите планку и извлеките батарею из двигательного отсека.
- Тщательно зачистите клеммные зажимы проводов одним из специальных приспособлений (см. иллюстрацию) и протрите их раствором пищевой соды. Тем же раствором промойте клеммы в верхней части кожуха батареи, однако, следите, чтобы раствор не попал внутрь батареи. Чистку проводите в защитных очках и резиновых перчатках во избежание попадания брызг раствора в глаза и на открытые участки рук. Одежду следует одевать такую, чтобы после не жалко было ее выбросить - брызги смешанного с кислотой раствора приведут к образованию в ткани дыр. Если степень коррозии клемм слишком велика, предварительно зачистите клеммы специальным приспособлением (см. пункт 7 на
иллюстрации). Тщательно ополосните все зачищенные поверхности чистой пресной водой.
|
При зачистке клеммных зажимов наконечников проводов батареи с них должны быть удалены все следы коррозии (отверстия в зажимах имеют конусовидную форму, отвечающую форме клемм, поэтому не следует чрезмерно усердствовать, снимая слишком много материала со стенок отверстий).
|
|
Вне зависимости от типа инструмента, применяемого для зачистки клемм батареи, последние должны в результате оказаться совершенно чистыми и блестящими.
|
- Проверьте состояние поддона батареи и болтов прижимных планок. Если батарея снята с поддона, проследите, чтобы на его дне не были забыты никакие инструменты и другие посторонние предметы. При креплении батареи на поддоне не затягивайте прижимные болты планок слишком туго.
- Все поврежденные коррозией металлические поверхности автомобиля должны быть обработаны и покрыты грунтовкой на цинковой основе, затем окрашены.
- Информацию по снятию и установке батареи можно найти в Главе
Система электрооборудования двигателя. Порядок проведения запуска автомобиля от вспомогательного источника питания описан в начале данного Руководства.
|
|
Зарядка
|
В ходе зарядки в батарее происходит генерация крайне взрывоопасного водорода. Не курите и не подходите к месту установки заряжаемой или недавно заряженной батареи с открытым огнем. Приближаясь к заряжаемой батарее, надевайте защитные очки. Подключайте батарею к зарядному устройству и отключайте ее от него только после выключения устройства из сети.
|
|
Изготовители рекомендуют снимать батарею с автомобиля для проведения ее зарядки, так как выделяющийся в ходе процедуры газ может повредить окрашенные поверхности или элементы отделки (в зависимости от оборудования) автомобиля. Проведение ускоренной зарядки батареи при подсоединенных к ней проводах может привести к выходу из строя электрооборудования.
|
Наилучшей с точки зрения полноты восстановления первоначальных характеристик является зарядка разряженной до состояния, когда не обеспечивается запуск автомобиля батареи с медленной скоростью. Хорошо показывает себя такой способ зарядки и при восстановлении уровня заряда батареи автомобиля, эксплуатируемого в режиме коротких маршрутов с длительными стоянками при заглушенном двигателе. Особое значение необходимость поддерживания уровня заряда батареи приобретает в зимнее время года, когда запуск двигателя особенно затруднен, а электрооборудование функционирует с максимальной нагрузкой.
Лучше всего пользоваться 1 - 2 амперным зарядным устройством. Такие источники питания обеспечивают наиболее безопасный режим зарядки с минимальными нагрузками на батарею. Кроме того, что также немаловажно, они являются наименее дорогостоящими. Для быстрой зарядки можно воспользоваться высокоамперным источником питания, однако не следует применять превышающие по производительности 1/10 номинальной ампер-часовой характеристики батареи. Режим зарядки, восстанавливающий характеристики батареи за 1 - 2 часа является наиболее напряженным по отношению к батарее и легко может привести к выходу последней из строя, если она находится не в лучшем состоянии. Такого типа зарядные устройства следует применять лишь в экстремальных ситуациях.
Среднее время восстановления заряда батареи приведено в технических характеристиках зарядного устройства, прилагаемых к инструкции по его эксплуатации. Обычно оно составляет для 1 - 2 амперных зарядных устройств от 12 до 16 часов.
|
- Снимите крышки банок батареи (если таковые предусмотрены) и заткните отверстия чистой ветошью во избежание разбрызгивания электролита. Отсоедините отрицательный провод от батареи от батареи и подсоедините к ее клеммам провода от зарядного устройства (с соблюдением полярности - плюс - к плюсу, минус - к минусу), затем включите зарядное устройство в сеть. Проследите, чтобы рукоятка селектора устройства была установлена в положение 12 В.
- Если Вы пользуетесь источником питания с номинальным током, превышающим (1 - 2) А, регулярно в ходе зарядке проверяйте не перегрелась ли батарея. При зарядке батареи от 1 - 2 амперного источника питания, достаточно проследить за ходом зарядки лишь первые два часа, после чего можно смело оставлять батарею заряжаться на ночь без присмотра.
- Если батарея оборудована съемными крышками банок, плотность электролита должна проверяться при помощи ареометра каждые несколько часов зарядного цикла. Ареометры можно недорого приобрести в любом магазине автомобильных аксессуаров - придерживайтесь прилагаемой к прибору инструкции. Батарею можно считать заряженной, когда плотность электролита не изменяется в двух последних измерениях, интервал между которыми составляет 2 часа, а электролит в банках начинает свободно барботировать (пузыриться). Разница между показаниями ареометра в различных банках батареи должна быть минимальной, в противном случае батарею/банку(и) следует считать неисправной.
- Некоторые батареи герметичного типа оборудованы встроенными ареометрами и уровень их заряда определяется по цветовому индикатору через смотровое окно. Яркий цвет обычно соответствует заряженному состоянию, тогда как потемнение индикатора указывает на необходимость подзарядки батареи.
- Если батарея герметичного типа не оборудована встроенным ареометром, между ее клемм для контроля за ходом зарядки можно подсоединить цифровой вольтметр. Напряжение полностью заряженной батареи должно составлять не ниже 12.6 В после снятия поверхностного заряда.
- Дополнительные требования по батарее и проведению запуска двигателя автомобиля от вспомогательного источника можно найти в Главе
Система электрооборудования двигателя и в
начале Руководства (см. Запуск двигателя от вспомогательного источника питания).
|
|
|